double arrow

Украинская культура княжеского периода

Началопервого тысячелетия новой эры было наполнено рядом событий, имеющих историческое значение для развития украинской культуры. Это:

- объединение восточнославянских племен и образования централизованного государства - Киевской Руси (IX в.);

- победоносные походы русских князей и расширение государственных границ;

- подъем культуры от непосредственного общения с хазарами, половцами, Византией и другими народами;

- введение христианства (988 г.)

Еще задолго до начала Киевского периода Древняя Русь на Западе именовалась Гардарикой, "страной городов " и находилась на перекрёстке различных торговых и культурных путей. То, что стало характерным для Западной Европы лишь в готический период Средневековья (ХII в.), на Руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, деревянное градостроительство, наличие дощатых мостовых, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т.д.), большое количество ремёсел и народных промыслов, активная торговля. По многим показателям Древняя Русь в IX − X вв. уступала лишь Византии и Арабскому Халифату, значительно опережая империю Каролингов и другие западноевропейские территориальные образования.

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска диких племен с востока.

Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, культуры, языка.

К моменту становления централизованного государства (IXв.) – Киевской Руси, родоплеменные отношения находились в упадке, ослабла власть племенных вождей, росла социальная дифференциация. Складывались новые формы собственности на землю. Начался переход к феодализму. Однако его уклад отличался, от аналогичного, европейского. В отличие от Западной Европы, на Руси не сформировалась система вассальных отношений. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода. Земля не являлась объектом купли-продажи. Она находилась в коллективной собственности крестьянской общины, поэтому сохранялась относительная самостоятельность крестьянства. Распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Свободные общинники-землевладельцы назывались смердами. К феодально-зависимому населению в Киевской Руси относили рядовичей, закупов и изгоев. Холопы и челядь находились на положении рабов.

Социально-политическая культура на Руси в IX-X вв. включала в себя трёхступенчатую систему управления:

Верхний уровень управления − князь. В его руках была сосредоточена вся полнота законодательной, исполнительной, судебной и военной власти.

Средний уровень − совет племенной знати, главы родов ("старцы градские"). Позже советниками князя стали «княжеские мужи» из верхушки его дружины, которые получали титул воеводы, а с XI в. их называли боярами. Со временем возникли династии бояр, занимавших важные государственные должности. Также княжеская власть опиралась на постоянную военную организацию - дружину.

Нижний уровень управления − народное собрание, "вече". Оно продолжало выполнять роль важнейшего инструмента влияния на государственную политику.

В период правления Ярослава Мудрого в Киевской Руси сформировались уделы. До этого земли хоть и имели своих князей, однако пребывали под властью киевского князя, составляли его вотчину. С этого времени удельные князья перестали платить дань Киеву и сами выступали в качестве старших в своих уделах. Такие преобразования привели к снижению авторитета и власти киевского князя. С 1132 года начался период феодальной раздробленности, которая стала одной из основных причин упадка великой державы 988г. – принятие христианства.

Для вхождения в европейское сообщество главным условием стало принятие христианства.

Выбор восточной ветви христианства – православия – был определен рядом причин.

Во-первых, благодаря устойчивым политическим, экономическим и культурным связям Киевской Руси с Византией;

Во-вторых, назревшей необходимостью этнокультурного объединения всех земель и формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципах;

В-третьих, желанием быть принятыми и признанными в христианском мире.

Проводя крещение Руси, князь Владимир учитывал и то, что в системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Для него было важным, чтобы заимствование византийской культуры не лишало Русь самостоятельности. Привлекало его и то, что христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. Византия разрешала оправлять религиозный культ на национальном языке, в то время как католическая церковь проводила богослужения только на латыни.

Принятие христианства способствовало формированию нового мировоззрения. Центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию и сплачивала народ на основе общих духовных и нравственных принципов.


Сейчас читают про: