Учёт расходов на продажу

Учёт продажи готовой продукции

Порядок организации синтетического учёта продажи продукции зависит от выбранного метода учёта продажи.

Организации вправе определять выручку от продажи по мере отгрузки продукции и предъявления покупателям расчётных документов или по мере оплаты.

Принятый налогоплательщиком метод продажи продукции должен быть закреплён в его учётной политике.

В бухгалтерском учете продажа готовой продукции отражается только по мере её отгрузки, если иное не установлено договором.

При признании в учёте выручки от продажи готовой продукции (право собственности на готовую продукцию переходит к покупателю в момент её передачи) её стоимость списывается с Кт 43 в Дт 90/2 «Себестоимость продаж»

Учёт расчётов с покупателями за отгруженную готовую продукцию отражается на счёте 62:

1) Дт 62 Кт 90/1 – выручка от продажи продукции;

2) Дт 90/3 Кт 76 – НДС на проданную продукцию (по оплате),

Кт 68 - НДС на проданную продукцию (по отгрузке);

3) Дт 90/2 Кт 43 – списывается нормативная себестоимость проданной продукции;

4) Дт 51 Кт 62 – оплата за проданную продукцию;

5) Д 90/2 Кт 43 – отклонение фактической себестоимости от нормативной (без применения счёта 40),

Дт 90/2 Кт 40 - отклонение фактической себестоимости от нормативной (с применением счёта 40);

6) Дт 90/9 Кт 99,

или Дт 99 Кт 90/9 – отражение финансового результата от продаж.

Если выручка от реализации не может быть сразу признана в учёте, то до момента признания выручки эта продукция учитывается на счёте 45 «Товары отгруженные».

Если списание происходит в момент перехода права собственности к покупателю одновременно с признанием выручки от реализации, то:

Дт 62 Кт 90/1 – на сумму выручки от реализации;

Дт 90/2 Кт45 – на сумму списанной фактической себестоимости готовой продукции.

Аналитический учёт движения готовой продукции в организациях ведётся по каждому виду готовой продукции и местам её хранения.

Расходы на продажу – это затраты по отгрузке и реализации продукции, и поэтому они учитываются в составе её полной себестоимости.

К ним относятся:

1) стоимость тары;

2) стоимость доставки продукции до покупателя;

3) торгово-комиссионная оплата, комиссионные сборы;

4) расходы на рекламу;

5) оплата труда экспедиторов;

6) командировочные расходы экспедитора;

7) прочие расходы по сбыту готовой продукции.

Синтетический учёт коммерческих расходов осуществляется на активном счёте 44 «Расходы на продажу»:

Дт 44 Кт 10,70,69,71 и др. – стоимость тары, заработная плата рабочих с отчислениями на социальные нужды, командировочные расходы;

Дт 44 Кт 23 – стоимость перевозки до покупателя своим транспортом;

Кт 60 – транспортные услуги сторонних организаций;

Дт 90 Кт 44 – списание расходов на продажу.

Тема 7. Учет денежных средств, текущих обязательств и расчетов

1. Хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий

2. Учет операций по расчетному счету

3. Учет кассовых операций

4. Учет расчетов с подотчетными лицами

5. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

6. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

7. Учет расчетов по кредитам и займам

8. Учет расчетов с персоналом по оплате труда и по прочим операциям

9. Учет расчетов по налогам и сборам

1. Хозяйственные связи и расчетные отношения предприятий

Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, т.к. они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Хозяйственные связи закрепляются договорами, согласно которым одно предприятие – поставщик, другое – покупатель, плательщик. Организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на оборачиваемость оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Кроме этого, у предприятия возникают взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственные задания, что влечет за собой возникновение расчетов с работниками предприятия, а также с органами социального страхования и обеспечения и другими организациями и лицами.

Все эти расчеты производятся в денежной форме. Между предприятия все расчеты осуществляются в безналичной форме. (со счета плательщика на счет поставщика)с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте.

Банки – учреждения, созданные для привлечения денежных средств и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Банк является юридическим лицом. Банковская система РФ состоит из Центрального Банка и коммерческих банков. Отношения между банком и клиентами носят договорной характер, их целью является повышение эффективности использования кредитных ресурсов и усиление воздействия кредитного механизма на конечные результаты работы предприятий.

В банках открываются:

- расчетные;

- текущие;

- специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (на капитальные вложения, аккредитивы и чековые книжки).

Основные задачи учета денежных средств и расчетов:

- своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов;

- оперативный, повседневный контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе;

- контроль за использованием денежных средств строго по целевому назначению;

- контроль за правильными и своевременными расчетами с бюджетом, банками, персоналом;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

2. Учет операций по расчетному счету

С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия:

- оплата поставщикам за материальные ценности;

- погашение задолженности бюджету, органам социального страхования и обеспечения;

- получение денег в кассу для выдачи заработной платы работникам, материальной помощи, премий и т.д.

Выдача денег или их перечисление осуществляются:

1. на основании приказа предприятия – владельца расчетного счета;

2. или с его согласия (акцепта);

3. или принудительное списание денежных средств с расчетного счета по документам других организаций (в особых случаях) – по приказу финансовых органов, Госарбитража, по исполнительным листам;

4. по инициативе банка без приказа владельца (%% за пользование кредитом, суммы по просроченным ссудам, за выполненные работы или услуги).

Прием и выдача денег или безналичные перечисления производятся банком на основании документов специальной формы, утвержденной им же:

1. объявление на взнос наличными – подтверждается выпиской при взносе наличных денег на расчетный счет – банк выдает квитанцию в подтверждение о получении денег;

2. чек (денежный) приказ предприятия банку о выдаче денег с расчетного счета;

3. платежное поручение – поручение предприятия банку о перечислении соответствующей суммы денег с его расчетного счета на расчетный счет получателя;

4. расчетные чеки – для перечисления денег с расчетного счета предприятия на расчетный счет получателя, по сравнению с денежным чеком имеют другую форму;

5. платежные требования – для расчетов за отпущенную продукцию.

Предприятие периодически получает от бакан выписку из расчетного счета 9 ежедневно или в установленные банком сроки), т.е. перечень произведенных за отчетный период операций. К выписке прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основании которых зачислены или списаны денежные средств, а также документы, выписанные предприятием. Выписка – это второй экземпляр лицевого счета предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя его должником, поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списание, выдача наличными) – по дебету. При обработке выписок бухгалтер должен помнить эту особенность и записывать зачисленные суммы и остаток – по дебету сч.51, а списания – по кредиту. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Полученная выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета.

Синтетический учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетный счет». Это активный счет, по дебету которого записываются:

- остаток на начало месяца;

- поступление наличных денег из кассы предприятия;

- денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды.

По кредиту этого счета отражаются:

- денежные средства в погашение задолженности предприятия поставщикам материальных ценностей;

- подрядчикам за выполненные работы;

- бюджету;

- банку за полученные ссуды;

- органам социального страхования и обеспечения;

- прочим кредиторам;

- суммы, выданные наличными в кассу.

Для отражения оборотов по Кт 51 служит журнал- ордер №2, основанием для заполнения которого служат выписки банка. Суммы с одноименными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в ж.-о. И в ведомость итогами. Для каждой выписки должна использоваться одна строка. Количество занятых строк в журнале-ордере №2 и ведомости №2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равняться количеству выписок за этот период. Суммы в журнале-ордере №2 и в ведомости №2 записываются в разрезе корреспондирующих счетов с Дт и Кт 51.

Корреспонденция счетов по счету 51 «Расчетный счет»

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дт Кт
Сдан остаток денежных средств наличными    
Зачислено за отгруженную продукцию, материальные ценности, выполненные работы и услуги   62,76
Зачислена ссуда банка    
Зачислен остаток неиспользованной лимитированной чековой книжки, аккредитива    
Зачислены штрафы, пени, неустойки, полученные    
Зачислено в погашение долга от дебиторов    
Получено наличными в кассу    
Оплачены платежные требования поставщиков материалов    
Перечислены платежи в бюджет    
Погашена задолженность по ссудам банка    
Перечислено в погашение задолженности органам социального страхования и обеспечения    
Оплата банковских услуг    

3. Учет кассовых операций и ценных бумаг

порядок ведения кассовых операций регламентируется нормативными актами. Размер сумм наличных денег в кассе предприятия ограничен лимитом, установленным кредитным учреждением по согласованию с предприятием. Сверх лимита деньги могут быть в кассе только в дни выплаты заработной платы, пособий и т.п. в течение трех рабочих дней, включая день получения денег в банке (в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 г. №14-П).

Касса принимает деньги по приходному кассовому ордеру, подписанному главным бухгалтером или уполномоченным лицом. При этом выдается квитанция. Выдача наличных денег производится по расходному кассовому ордеру или платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др., на которых ставится специальный штамп, заменяющий реквизиты расходного кассового ордера. Заработная плата выдается работникам по платежным ведомостям без расходного кассового ордера. По истечении трех дней на общую выплаченную сумму выписывается один расходный кассовый ордер. Исправления и ошибки в кассовых документах не допускаются.

Деньги по кассовым ордерам выдаются только в день их составления. Приходные документы гасятся штампом «получено», расходные – «оплачено».

Каждому документу присваивается порядковый номер. Все документы регистрируются в специальном журнале, который должен быть построен так, что по его данным контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денег, проверяется полнота произведенных кассиром операций.

Каждое предприятие может иметь только одну кассовую книгу, листы ее должны быть пронумерованы, прошнурованы и опечатаны сургучной печатью предприятия. На последней странице должна быть надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано… страниц» за подписью главного бухгалтера и руководителя.

Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копирку. Вторые экземпляры отрывные, они служат отчетом кассира. Исправления не допускаются. Однако в крайнем случае заверяются подписями кассира и главного бухгалтера.

В конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций по приходу и расходу денег в кассе; выводит остаток денежной наличности на следующее число и передает в бухгалтерию отрывной лист или копию записей в кассовой книге с приходными и расходными документами под расписку в кассовой книге.

Для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия используется активный счет 50 «Касса». Сальдо этого счета указывает на наличие суммы свободных денег в кассе предприятия на начало месяца; оборот по Дт – суммы, поступившие наличными в кассу; оборот по Кт – суммы, выданные наличными.

В кассе могут храниться не только наличные деньги, но и ценные бумаги и бланки строгой отчетности. Ценные бумаги учитываются на счете 50 субсчет 3 «Денежные документы». К ценным бумагам относятся путевки в санатории, приобретенные за счет средств фонда специального назначения, почтовые марки, марки госпошлины, единые и проездные билеты. Их поступление и выдача оформляется приходными и расходными кассовыми ордерами с последующим составлением кассиром отчета по движению ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: