Основные принципы и логика организации внутреннего контроля (ВК)

Таблицы

План

Тема. Организация и планирование внутреннего контроля(ВК).

1. Основные принципы и логика организации внутреннего контроля (ВК).

2. Основные принципы определения контрольных функций субъектов внутреннего контроля (ВК).

3. Регламентация контрольных функций в Положении об отделах (секторах) и в Должностной инструкции работника.

4. Планирование внутреннего контроля (ВК).

Литература

· Законодательные и нормативные акты: 22.

· Монографии и учебные пособия: 26, 30, 41, 42, 48, 56, 62.

· Статьи и методические разработки: 61, 90, 116, 117.

· Диссертации и авторефераты: 120, 126, 128.

· Отчеты по НИР: 130, 131.

Средства визуального сопровождения:

Рисунки

4.1.1. Система основных принципов организации внутреннего контроля.

4.1.2. Место внутреннего аудита в системе внутреннего контроля акционерного коммерческого предприятия.

4.1.3. Основные принципы и условия научной организации бухгалтерского контроля.

4.2.1. Система основных принципов и определения контрольных функций структурных подразделений централизованной бухгалтерии и их исполнителей.

4.3.1. Модель структуры положения об отделе (группе, секторе) ЦБ.

4.3.2. Структурный раздел ІІ раздела должностной инструкции начальника

отдела учета финансово-расчетных операций.

4.3.3 Структурный раздел ІІ раздела должностной инструкции экономиста финансиста отдела учета финансово-расчетных операций.

4.3.4. Структурный раздел ІІ раздела должностной инструкции бухгалтера по учету финансово-расчетных операций.

4.1. Текущий план внутреннего бухгалтерского контроля (ВБК) операций и действий, связанных с коммерческой деятельностью предприятия.

4.2. Текущий план ВБК качества исполнения работ по учету и контролю нач. отелами…

Основные принципы организации ВК представлены (на рис. 4.1.1).

Организация ВК должна строиться исходя из общей логики развития организации управления. С точки зрения организации, функции контроля целесообразно анализировать в трех аспектах:

- с одной стороны, необходимо рассматривать контроль как обособленную часть всей системы управления предприятием;

- с другой – как целостную систему контрольных мероприятий, состоящую из взаимосвязанных элементов;

- наконец, необходимо объединить оба аспекта и выстроить общую логику организации внутреннего контроля.

Общая логика создания системы ВК должна включать следующие основные положения:

1. Разработка организационных схем (моделей) контроля для каждого уровня управления предприятием. Это положение отражает иерархичность структуры предприятия торговли как системы. В случае, когда торговое предприятие представляет многоуровневую систему, организационная схема контроля может быть также многоступенчатой, т.е. предусматривать выполнение контрольной функции на всех уровнях – от администрации до отдельных работников (см. рис. 4.1.2).

Каждый вышестоящий уровень управляющей системы обладает такими свойствами, которых нет ни у одного из составляющего подуровней, т.е. отражает свойство эмерджентности. Каждое из структурных подразделений управляющей системы решает лишь часть общей цели посредством выполнения конкретных, в большинстве случаев только им присущих функций управления теми или иными экономическими объектами. Например: менеджеры коммерческих служб, управляя торгово-технологическими процессами, организуя процессы приемки, хранения, подготовки товаров к продаже; управляя процессом обслуживания покупателей - должны выполнять ряд контрольных функций, направленных на предупреждение и устранение возможных отклонений от законодательных и нормативных актов.

2. Исходным моментом в создании системы контроля (определения отдельных ее составляющих элементов) является раскрытие внутренней структуры объекта контроля, его декомпозиция с помощью сущности анализа экономического содержания.

3. Из положений 1-го и 2-го исходит возможность нескольких структурных подразделений (должностных лиц), имеющих отношение к контролю совокупного объекта (например: операции поступления товаров – см. таблицу определения объектов в лекции 1.4).

Сложность ВК состоит в том, что он организуется на различных уровнях – директором предприятия, зав. маг., зав. складами, начальниками отделов управления, ГБ, ЗГБ, начальниками структурных подразделений бухгалтерии, отдельными исполнителями.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: