double arrow

Применение экономико-математического моделирования для прогнозирования


Экономическое прогнозирование, как и планирование, является видом управленческой деятельности.

Целью прогнозирования является выяснение представлений о будущем в состоянии фирмы в целом или оценка последствий принимаемых решений.

Прогноз − это предсказание, имеющее научное обоснование и опирающееся на анализ имеющихся данных, который может быть достигнут при условии, что рассмотрены все заслуживающие внимания альтернативы, и каждая из них оценена. В более узком (и строгом) понимании прогноз − научный анализ возможного будущего, построение, исследование и оценка альтернатив его развития. Прогноз не может строиться на интуитивных и слабоструктурированных представлениях о будущем.

При проведении прогнозирования предполагается:

· как максимум определение состояния внешней среды, на которую

фирма не может оказывать влияние;

· как минимум прогнозирование состояния фирмы при отсутствии изменений во внешней среде и сохранении ее деятельности без изменения величины и структуры используемых ресурсов.

При этом нужно помнить, что задачи, в которых анализируется использование ресурсов и стратегий фирмы, скорее относятся к задачам планирования, нежели прогнозирования.




Техника составления прогнозов характеризуется большой подготовительной работой, к которой можно отнести составление сценариев будущих событий.

Сценарий представляет собой совокупность предположений и гипотез, на основе которых формируется один из вариантов прогноза (описание будущего развития: динамики, эволюции, преобразований) объекта, а также сам такой вариант или само это описание.

Предположения могут задаваться как количественными характеристиками, так и вербальным описанием событий. При этом в обоих случаях возможны как детерминированный, так и вероятностный подходы.

Учитывая, что обязательным условием составления сценария является наличие предположений или гипотез, необходимо дать определение термину.

Понятие «гипотеза» имеет две трактовки:

1. Предположение требующее научного доказательства.

2. Предпосылка, закладываемая в основу построения экономико-математической модели.

Любые экономико-математические модели строятся на основании тех или иных гипотез о структуре и взаимоотношении экономических показателей, о причинах тех или иных процессов. Проверка гипотез осуществляется тремя способами:

1. Статистическое наблюдение и изучение действительных процессов, происходящих в экономике. Например, при снижении цены происходит рост объема продаж.

2. Проверка с помощью специально поставленного экономического эксперимента. В этом случае разрабатываются и реализуются мероприятия, позволяющие определить, насколько действенно такое предположение и в каких количественных границах оно эффективно.



3. Машинная имитация.

Прогнозирование тесно связано с другими видами управленческой деятельности (учет, анализ и т.п.), в первую очередь с планированием. Прогнозирование всегда предшествует планированию. Причем прогнозирование выполняет дескриптивные (описательные) функции, позволяющие выбрать цели развития, проанализировать траекторию развития, оценить потребность в капитале. Планирование выполняет нормативные (предписывающие) функции и определяет:

· выбор и конкретизацию целей развития;

· порядок достижения поставленных целей;

· объем и распределение вовлекаемых ресурсов;

· оценку эффективности поставленных целей;

· количественную оценку результатов.

Наряду с прогнозированием к дескриптивным фазам управления относятся:

· анализ последствий реализации ранее принятых решений;

· вскрытие причин, определивших эти последствия;

· широкое обсуждение результатов такого анализа.

Возвращаясь к планированию как функции управления необходимо дать определение данному понятию.

Планирование − это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения

Под планированием понимается:

1. Процесс принятия решений по выбору целей и их согласованию с имеющимися ресурсами.

2. Деятельность, результат которой обеспечивает согласованный характер использования ресурсов системой и ее элементами в соответствии с определенной общей целью.



3. Прикладная наука, изучающая:

· методы выбора целей;

· методы согласования целей и ресурсов;

· механизмы принятия решений.

Если планирование рассматривается как процесс, то в этом случае происходит увязка целей и ресурсов, результатом чего является либо определенный план деятельности, либо заключение о невозможности достичь цель.

Планирование во втором своем качестве (деятельность, результат которой обеспечивает согласованный характер использования ресурсов системой и ее элементами в соответствии с определенной общей целью) появилось в государствах древности для решения масштабных задач, например строительства ирригационных сооружений. Далее планирование сохранялось только в крупных хозяйствах и затем возникло в странах с централизованной экономикой государственное планирование.

Планирование как наука сформировалось в 20 веке, хотя как элемент системы экономических знаний известно с 3-го тысячелетия до н.э.

Процесс планирования не имеет ярко выраженного «начала» и «конца». Процесс планирования постепенно приближается к завершению, но никогда не достигается по двум причинам:

· существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения;

· пока ведется планирование, изменяется и система (экономический объект) и окружающая среда.

Подобные изменения полностью учесть невозможно, поэтому планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.







Сейчас читают про: