Экономическое прогнозирование, как и планирование, является видом управленческой деятельности.
Целью прогнозирования является выяснение представлений о будущем в состоянии фирмы в целом или оценка последствий принимаемых решений.
Прогноз − это предсказание, имеющее научное обоснование и опирающееся на анализ имеющихся данных, который может быть достигнут при условии, что рассмотрены все заслуживающие внимания альтернативы, и каждая из них оценена. В более узком (и строгом) понимании прогноз − научный анализ возможного будущего, построение, исследование и оценка альтернатив его развития. Прогноз не может строиться на интуитивных и слабоструктурированных представлениях о будущем.
При проведении прогнозирования предполагается:
· как максимум определение состояния внешней среды, на которую
фирма не может оказывать влияние;
· как минимум прогнозирование состояния фирмы при отсутствии изменений во внешней среде и сохранении ее деятельности без изменения величины и структуры используемых ресурсов.
При этом нужно помнить, что задачи, в которых анализируется использование ресурсов и стратегий фирмы, скорее относятся к задачам планирования, нежели прогнозирования.
Техника составления прогнозов характеризуется большой подготовительной работой, к которой можно отнести составление сценариев будущих событий.
Сценарий представляет собой совокупность предположений и гипотез, на основе которых формируется один из вариантов прогноза (описание будущего развития: динамики, эволюции, преобразований) объекта, а также сам такой вариант или само это описание.
Предположения могут задаваться как количественными характеристиками, так и вербальным описанием событий. При этом в обоих случаях возможны как детерминированный, так и вероятностный подходы.
Учитывая, что обязательным условием составления сценария является наличие предположений или гипотез, необходимо дать определение термину.
Понятие «гипотеза» имеет две трактовки:
1. Предположение требующее научного доказательства.
2. Предпосылка, закладываемая в основу построения экономико-математической модели.
Любые экономико-математические модели строятся на основании тех или иных гипотез о структуре и взаимоотношении экономических показателей, о причинах тех или иных процессов. Проверка гипотез осуществляется тремя способами:
1. Статистическое наблюдение и изучение действительных процессов, происходящих в экономике. Например, при снижении цены происходит рост объема продаж.
2. Проверка с помощью специально поставленного экономического эксперимента. В этом случае разрабатываются и реализуются мероприятия, позволяющие определить, насколько действенно такое предположение и в каких количественных границах оно эффективно.
3. Машинная имитация.
Прогнозирование тесно связано с другими видами управленческой деятельности (учет, анализ и т.п.), в первую очередь с планированием. Прогнозирование всегда предшествует планированию. Причем прогнозирование выполняет дескриптивные (описательные) функции, позволяющие выбрать цели развития, проанализировать траекторию развития, оценить потребность в капитале. Планирование выполняет нормативные (предписывающие) функции и определяет:
· выбор и конкретизацию целей развития;
· порядок достижения поставленных целей;
· объем и распределение вовлекаемых ресурсов;
· оценку эффективности поставленных целей;
· количественную оценку результатов.
Наряду с прогнозированием к дескриптивным фазам управления относятся:
· анализ последствий реализации ранее принятых решений;
· вскрытие причин, определивших эти последствия;
· широкое обсуждение результатов такого анализа.
Возвращаясь к планированию как функции управления необходимо дать определение данному понятию.
Планирование − это проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения
Под планированием понимается:
1. Процесс принятия решений по выбору целей и их согласованию с имеющимися ресурсами.
2. Деятельность, результат которой обеспечивает согласованный характер использования ресурсов системой и ее элементами в соответствии с определенной общей целью.
3. Прикладная наука, изучающая:
· методы выбора целей;
· методы согласования целей и ресурсов;
· механизмы принятия решений.
Если планирование рассматривается как процесс, то в этом случае происходит увязка целей и ресурсов, результатом чего является либо определенный план деятельности, либо заключение о невозможности достичь цель.
Планирование во втором своем качестве (деятельность, результат которой обеспечивает согласованный характер использования ресурсов системой и ее элементами в соответствии с определенной общей целью) появилось в государствах древности для решения масштабных задач, например строительства ирригационных сооружений. Далее планирование сохранялось только в крупных хозяйствах и затем возникло в странах с централизованной экономикой государственное планирование.
Планирование как наука сформировалось в 20 веке, хотя как элемент системы экономических знаний известно с 3-го тысячелетия до н.э.
Процесс планирования не имеет ярко выраженного «начала» и «конца». Процесс планирования постепенно приближается к завершению, но никогда не достигается по двум причинам:
· существует возможность бесконечно пересматривать ранее принятые решения;
· пока ведется планирование, изменяется и система (экономический объект) и окружающая среда.
Подобные изменения полностью учесть невозможно, поэтому планы нуждаются в постоянной корректировке и обновлении.