double arrow

Элементы планирования и прогнозирования


Различия между тактическим и стратегическим планированием

Стратегическое планирование связано с решениями, последствия которых сказываются в течение длительного времени и которые трудно отменить или исправить. Например, планирование выпуска продукции на следующую неделю является в большей степени тактическим, чем принятие решения по выпуску новой продукции, так как данное решение затрагивает вопросы технологии производства, сырья, человеческих ресурсов, инвестиций.

Стратегическое планирование – это долгосрочное планирование, ориентированное на конечные цели, и занимается определением целей и выбором средств для их осуществления.

Тактическое планирование ориентировано на отдельные средства достижения конечных целей и занимается выбором средств для выполнения намеченных целей. Цели обычно задаются на более высоком уровне организации.

Многообразие объектов прогнозирования и планирования исключает возможность какой-либо стандартной схемы этих процессов со строго фиксированными этапами. Все решения здесь имеют предварительный характер и могут быть пересмотрены в связи с изменением в самом экономическом объекте, окружающей его среде, с обнаружением ошибок в прогнозах и планах и т.п. Таким образом, прогнозирование и планирование должны быть непрерывным процессом.

Основными этапами прогнозирования являются:

· выявление, обоснование и определение целей прогноза;

· определение показателей и критериев, характеризующих выбранные цели;

· сбор достаточной для осуществления прогноза информации;

· разработка сценариев в соответствии с поставленными целями и характеризующими их показателями;

· проведение расчетов по каждому сценарию для получения количественных значений выбранных показателей;

· анализ полученных результатов, их обсуждение, корректировка и принятие в качестве основы для осуществления планирования.

Элементами планирования являются:

· результаты: определение целей и задач;

· средства: выбор политик, программ, процедур и способов действий, служащих достижению целей и выполнению задач;

· ресурсы: определение видов требуемых ресурсов, их количеств, а также того, как их произвести или приобрести и как их распределить;

· внедрение: построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана;

· Контроль: разработка методики предсказаний для обнаружения ошибок плана и его срывов, а также предотвращения или исправления на непрерывной основе.

Уровни планирования:

· с точки зрения территориального планирования: национальный, региональный, местный (локальный);

· с точки зрения отраслевого планирования: национальный, отраслевой, уровень предприятия (корпорации, фирмы).

Типы планирования:

· нормативное;

· индикативное.

Нормативное планирование предполагает единственную технологию преобразования ресурсов в определенный результат, обусловленную системой используемых норм и нормативов.

Индикативное планирование − это планирование, при котором цель фиксирована не жестко, все или часть параметров заданы в определенном диапазоне или как односторонние ограничения. Это снимает жесткость увязки цели и ресурсов, приводит к гибкости технологий, способствует большей динамичности их развития.

В сложных системах, где увязка целей и ресурсов обычно нетривиальна, она осуществляется на основе моделей планирования. Эти модели привязаны к уровню и типу планирования. Модели могут строиться на определенный (фиксированный) момент времени или на определенный (фиксированный или бесконечный) период времени.

Модели могут описывать:

· по преимуществу ресурсы (например, модели производительных сил, размещения, демографические и т. п.);

· конечный результат деятельности, который сопоставляется с целью модели (модель потребления).

Наиболее развитой формой перспективного регулирования национальной экономики, осуществляемой государством является экономическое программирование. По своему характеру оно является индикативным. Экономическое программирование представляет собой косвенное (по преимуществу финансовое и денежно-кредитное) воздействие государства на экономику.

Для осуществления экономического программирования на основе индикативного необходимо наличие развитых рыночных отношений, экономической самостоятельности предприятий и использования государством по отношению к экономическим субъектам экономических стимулов (снижение налогов, снижение процентов по кредиту). Экономическое программирование представляет собой нечто среднее между прогнозированием и планированием.

Экономическое программирование представляет сочетание трех взаимосвязанных процессов:

1. Составление экономического прогноза.

2. Разработка мер по реализации составленных прогнозов (по существу, этап планирования).

3. Формулировка общих целей экономического развития.

Процедура программирования включает следующие основные

этапы:

1. Сбор первичной информации о процессах, происходящих в народном хозяйстве в целом, а также в отдельных отраслях и рынках.

2. Выбор целей программы, которая может быть как краткосрочной, так и среднесрочной или долгосрочной.

3. Трансформация всей собранной информации во взаимосвязанную программу развития в соответствии с поставленными целями.

При этом краткосрочная программа носит по преимуществу конъюнктурный характер, а среднесрочная и долгосрочная − структурный, и связана с вложением инвестиций в развитие новых перспективных сфер экономики. Задачи экономического программирования включают в себя борьбу с инфляцией и ускорение темпов экономического роста, стимулирование НТП и повышение конкурентоспособности национального производства. В качестве информации о состоянии экономики используются данные системы национальных счетов, включающих показатели валового выпуска, промежуточного потребления, валового внутреннего продукта, конечного потребления валовых капиталовложений, а также статистическая информация от экономических субъектов.

Реализация принятой экономической программы происходит посредством бюджетной системы государства, кредитно-денежных методов регулирования.


Сейчас читают про: