Модели спроса на перевозки
Данные модели предназначены для прогнозирования и планирования объема работы транспортного комплекса. Главными факторами, определяющими спрос на перевозки, являются:
· для грузов – спрос на перевозимые товары;
· для пассажиров в дальнем сообщении – доходы населения.
При разработке спроса на перевозки используются также зависимости указанных факторов от следующих основных показателей макроэкономического прогноза:
· ВВП;
· средний душевой доход населения;
· стоимость потребительской корзины;
· чистый экспорт/импорт;
· расходы консолидированного бюджета;
· инвестиции в основной капитал.
Спрос на перевозимые товары определяется через цепочки межотраслевых связей спросом на все товары и услуги, входящие в состав так называемого конечного пользования (конечного спроса), включающего конечное потребление домашних хозяйств, государства и некоммерческих организаций, валовое накопление основного капитала, изменение материальных запасов,экспорт.
|
|
Принципиальный подход к прогнозированию проса на селения на поездки в дальнем сообщении основывают на формировании модели поведения потенциального пассажира, принимающего решение о том, сколько поездок, на какие расстояния, каким видом транспорта и с каким уровнем комфорта он совершит, в зависимости от душевого дохода, тарифов, также уровня качества поездки.
В моделях человеческого капитала рассматриваются закономерности создания и использования качественных характеристик человеческих ресурсов, прежде всего образования, здоровья, квалификации и производственного опыта. В узком смысле под концепцией человеческого капитала понимается экономическая теория образования и подготовки кадров.
Для оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал на микроэкономическом уровне чаще всего применяется показатель внутренней нормы отдачи, равный норме процента, при которой приведенная (дисконтированная) стоимость будущих выгод обучения равна приведенной стоимости его издержек:
,
где Bt – доход от образования в момент времени t;
Сt – издержки на получение образования в момент времени t;
r – внутренняя норма отдачи (чем больше значение r, тем прибыльнее
инвестиции в образование).
Теория человеческого капитала рассматривает внутреннюю норму отдачи как регулятор потоков инвестиций между различными уровнями образования, между образованием и другими сферами экономики. Инвестиции в человеческий капитал являются важным инструментом социальной политики, поэтому учет лишь «денежной» отдачи инвестиций в образование занижает его действительную ценность. В целом норма отдачи высшего образования выше в 1,5-1,8 раза из-за дополнительных выгод, связанных:
|
|
· с большим числом дней, оплачиваемых по болезни;
· большей продолжительностью оплачиваемых отпусков;
· меньшей физической нагрузкой;
· увеличением разнообразия труда, его творческим характером;
· возможностью принимать собственные решения и т. п.
В моделировании системы образования и подготовки кадров выделяют следующие направления и типы моделей:
· определение потребности в кадрах различных образовательно-квалификационных групп;
· выявление взаимозависимости между образованием, экономическим ростом, производительностью и другими макроэкономическими показателями;
· совершенствование структуры системы подготовки кадров, обеспечение рациональных пропорций между различными ее звеньями, видами и формами образования;
· определение объемов, форм и методов финансирования различных звеньев системы подготовки кадров;
· комплексное моделирование развития системы образования и подготовки кадров, динамики контингента учащихся по видам и формам образования;
· моделирование профилей подготовки кадров различных образовательно-квалификационных групп;
· модели динамики отдельных звеньев системы подготовки кадров;
· модели планирования и управления учебным процессом.
Определение потребности в работниках различных образовательно-квалификационных групп чаще всего осуществляется прямыми расчетами на основе нормативов насыщенности специалистами. Под нормативом насыщенности понимается отношение прогнозной численности специалистов с высшим и средним специальным образованием к прогнозной численности всех работающих. Общий норматив насыщенности специалистами для отрасли (подотрасли) определяется как средневзвешенная оценка нормативов насыщенности групп предприятий и организаций с учетом вновь вводимых в прогнозном периоде объектов. Определение нормативов насыщенности специалистами с высшим и средним специальным образованием производится с использованием прогнозного значения показателя квалификационной структуры специалистов. Этот подход требует качественной исходной информации, но даже при выполнении такого условия плохо отражает потребность в специалистах различных профилей, если в экономике происходят структурные сдвиги. В подобных ситуациях часто применяют экспертные методы.
Моделирование связи между образованием и показателями экономического развития основано на построении корреляционно-регрессионных моделей. При этом используются как однофакторные модели, так и аппарат множественной регрессии.
В современных условиях представляет интерес модель расходов на образование, предложенная Г. Пальмом (Эстония). Прирост расходов на образование рассматривается как функция изменения цен на услуги и товары, купленные в системе образования , численности учащихся , улучшения образования :
.
Для детального обоснования затрат на образование в модели межотраслевого баланса вектор, характеризующий расходы на образование, может быть представлен в виде V = BS, где – матрица, элементы которой определяют затраты продукции или услуг отрасли i на одного учащегося ступени образования ; S – вектор, с компонентами, равными числу учащихся ступени образования .
Моделирование планирования и управления учебным процессом представляется значительным числом моделей, относящихся к составлению расписаний учебных занятий, контролю за успеваемостью, распределением учебных помещений, и т. п. В основе этих моделей лежит использование методов математического программирования, включая сетевые методы. Для оценки влияния уровня образования и производственного опыта на величину текущих доходов (заработной платы) индивида чаще всего используется уравнение Минсера:
|
|
где S – число лет обучения, скорректированное по достигнутому уровню
образования (начальное и неполное среднее – 8 лет, полное среднее – 10
лет, профессионально-техническое – 11,5 лет, среднее специальное – 13
лет, высшее – 15 лет, послевузовское (аспирантура) – 18 лет);
Е – «потенциальный» опыт на рынке труда (рассчитывается по условной
формуле Е = V - S - 6, V – возраст, 6 лет – дошкольный возраст);
Т – «специфический человеческий капитал» или профессиональный опыт,
накопленный на данном рабочем месте (или с данным работодателем);
W – заработная плата по основному месту работы (или совокупный
заработок);
– коэффициенты при соответствующих переменных, характеризующих
норму отдачи от инвестиций в образование, профессиональный
опыт и специфический человеческий капитал;
– статистическая ошибка.