Источники административного права.
Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. К числу источников административного права относятся:
1. Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ.
2. Федеральные конституционные законы.
3. Законодательные акты РФ и её субъектов.
4. Нормативные указы Президента РФ, а также утверждаемые им документы.
5. Постановления Правительства РФ, а также утверждаемые ими положения, правила.
6. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.
7. Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
8. Нормативные договоры.
Вопросы по теме:
1. Основные черты административно-правовых отношений.
2. Структура административно-правового отношения.
3. Юридические факты в административном праве.
1. Основные черты административно-правовых отношений.
Административно-правовое отношение – это урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
|
|
Для административно-правовых отношений характерны следующие особенности:
1. Доминирующими в административно-правовых отношениях являются властеотношения, построенные на началах «власть-подчинение» (в этих отношениях отсутствует равенство сторон).
2. Государственно-управленческая деятельность диктует необходимость выделения субъекта управления, т.е. стороны, в руках которой сосредоточивается власть в целях упорядочения поведения объекта управления.
3. Административно-правовые отношения обязательной стороной правоотношения имеют свой объект, воля, сознание, поведение которого подчинена единой управляющей воле, где власть является средством волевого регулирования управленческих процессов.
4. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления (эта сфера охватывает все основные направления экономической, социально-культурной и административно-политической работы, где задействованы миллионы граждан, государственные и негосударственные, производственные и непроизводственные коллективы и т.д.).
5. Сфера государственного управления – это практическая деятельность исполнительных органов и их должностных лиц в границах которой нередко возникают правоотношения иного рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые, предпринимательские, гражданско-правовые и др.).
6. Сфера государственного управления – та область деятельности государства, в которой действуют особого рода субъекты, обобщённо именуемые органами исполнительной власти.
|
|
7. Для возникновения административно-правовых отношений необходимы определённые условия, которые:
- возникают непосредственно в связи с практической деятельностью исполнительных органов по реализации возложенных на него исполнительно-распорядительных функций (имущественные сделки, где исполнительный орган не выступает в роли субъекта управления);
- возникают по поводу осуществления исполнительными органами не любых функций, а исключительно управленческих (практическая реализация юридически властных полномочий).
8. Административно-правовые отношения по своей сути являются организационными, поскольку они связаны с функциями исполнительной власти, направленными на организацию процесса правоисполнения.
9. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон: исполнительных органов и их должностных лиц, государственных коллективов, граждан и т.п.
Однако согласие или желание второй стороны не являются во всех случаях обязательным условием для их возникновения. Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или её согласию.
10. Споры, которые могут возникать между участниками административно-правовых отношений, решаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке. Однако, действующее законодательство предусматривает и судебный порядок разрешения административно-правовых споров.