Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия (см. также модуль «Общее управление организацией: принципы и процессы»), реализация которой, в свою очередь, требует целевого управления инновацией, т.е. формулирования инновационной цели. Инновационными целями могут быть требования: о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.
Формулирование инновационной цели. При формулировании инновационных целей и стратегий имеются принципиальные различия. Первые определяются как векторы развития, а вторые — как направления действий (т.е. направления использования ресурсов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической цепочкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулировки как цели.
|
|
В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:
начинается с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повысить» и т.п.);
конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения количественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание аппарата управления на 20% от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить... на 20%». Есть способ измерить показатель: «от... бюджета»); конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу текущего года», «к заданному в программе числу...», «до 28 февраля текущего года»);
конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию программы выделить не более... денежных единиц», «собственными силами», «в рамках существующего бюджета»); оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано, утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя. Инновационные цели могут иметь следующую формулировку: «производству потребительских товаров перейти на новую технологию сварки в течение 4 месяцев по утвержденному проекту и принятой сметой затрат».
|
|
Цели отличаются большим разнообразием. Ниже приводится несколько примеров их реальных формулировок.
1. Первоначальная формулировка: Обеспечить согласованность функций электронных компонентов нового изделия, достаточную для удовлетворения требований контракта по качеству компонентов, так как они понимаются аппаратом управления компании.
Замечания: Изложены неясно. Непонятно, в чем состоит проблема, какие критерии предполагается использовать для оценки степени улучшения положения, каковы затраты. «Несогласованность функций компонентов» — это брак, связанный с "неотработкой нового изделия. Вероятно, его и надо уменьшать.
Окончательная формулировка: Уменьшить в текущем году по сравнению с предшествующим годом процент брака электронных компонентов нового изделия на «х» % без увеличения бюджета.
2. Первоначальная формулировка: Улучшить коммуникации и рабочие отношения между ведущими сотрудниками службы маркетинга, что позволит повысить эффективность выполнения поручаемых работ по новому изделию.
Замечания: Изложены неясно. Маркетинговых функций много, о каких идет речь? Необходимо сосредоточиться на желаемом результате — повышении эффективности работы по новому изделию. Каков критерий эффективности? Состояние коммуникаций и тому подобное — это вопрос о том, «как» должна быть решена поставленная задача. Если это обязательное средство для достижения цели, то задачу следует специально оговорить и включить в качестве отдельной работы предлагаемой программы. Допустим, имеются в виду прежде всего маркетинговые исследования. Критерий эффективности — рост продаж.
Окончательная формулировка: Маркетинговой службе в текущем году обеспечить рост продаж нового продукта фирмы на 30%. Затраты на программу работ должны быть в пределах существующего бюджета.110
Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров.
3. Первоначальная формулировка: В течение квартала найти новые конструкторские решения, позволяющие снизить вес устройства на 25% и довести его до требований заказчика.
Замечания: Кто это будет выполнять и за счет чего? Здесь главным является желание «снизить вес на 25%». Конструкторскими или технологическими решениями оно будет достигнуто — это должно определяться в дереве целей на следующих уровнях.
Окончательная формулировка: ЦКБ машиностроения в течение квартала, к 15 сентября текущего года, снизить вес устройства на 25%. Затраты на работы подлежат специальному финансированию.