Инновационные цели

Понятие инновационной цели. Для достижения цели развития организации вырабатывается инновационная стратегия (см. также модуль «Общее управление организацией: принципы и процес­сы»), реализация которой, в свою очередь, требует целевого уп­равления инновацией, т.е. формулирования инновационной цели. Инновационными целями могут быть требования: о создании нового продукта; о переходе на новую технологию; о подготовке новой услуги; о переходе на новый вид ресурса, новую систему управления, новую оргструктуру.

Формулирование инновационной цели. При формулировании инновационных целей и стратегий имеются принципиальные раз­личия. Первые определяются как векторы развития, а вторые — как направления действий (т.е. направления использования ресур­сов) по данному вектору и способы подготовки и использования ресурсов. Однако цель и стратегия связаны одной логической це­почкой: стратегия есть средство достижения цели более высокого уровня управления. Реализация стратегии требует ее формулиров­ки как цели.

В большинстве случаев хорошая формулировка цели отвечает следующим признакам:

начинается с глагола в неопределенной форме в повелитель­ном наклонении, характеризующего выполняемые действия («разработать», «улучшить», «уменьшить», «довести», «повы­сить» и т.п.);

конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и количественном выражениях и возможность измерения коли­чественных показателей, что необходимо для подтверждения факта достижения цели («уменьшить затраты на содержание ап­парата управления на 20% от ранее представленного бюджета». Есть качественное выражение: «затраты на содержание аппарата управления». Есть количественное выражение: «уменьшить... на 20%». Есть способ измерить показатель: «от... бюджета»); конкретизирует заданный срок достижения цели («к концу теку­щего года», «к заданному в программе числу...», «до 28 февраля текущего года»);

конкретизирует максимальную величину допустимых затрат, ограничения на выделяемые ресурсы («на реализацию про­граммы выделить не более... денежных единиц», «собственны­ми силами», «в рамках существующего бюджета»); оговаривает только «когда» и «что» должно быть сделано, не вдаваясь в детали — «почему» и «как» это должно быть сделано, утверждена в качестве управленческого решения и зафиксирована письменно в каком-либо документе, доведена до исполнителя. Инновационные цели могут иметь следующую формулировку: «производству потребительских товаров перейти на новую техно­логию сварки в течение 4 месяцев по утвержденному проекту и принятой сметой затрат».

Цели отличаются большим разнообразием. Ниже приводится несколько примеров их реальных формулировок.

1. Первоначальная формулировка: Обеспечить согласованность функ­ций электронных компонентов нового изделия, достаточную для удовлет­ворения требований контракта по качеству компонентов, так как они по­нимаются аппаратом управления компании.

Замечания: Изложены неясно. Непонятно, в чем состоит проблема, какие критерии предполагается использовать для оценки степени улуч­шения положения, каковы затраты. «Несогласованность функций компо­нентов» — это брак, связанный с "неотработкой нового изделия. Вероят­но, его и надо уменьшать.

Окончательная формулировка: Уменьшить в текущем году по сравне­нию с предшествующим годом процент брака электронных компонентов нового изделия на «х» % без увеличения бюджета.

2. Первоначальная формулировка: Улучшить коммуникации и рабо­чие отношения между ведущими сотрудниками службы маркетинга, что позволит повысить эффективность выполнения поручаемых работ по но­вому изделию.

Замечания: Изложены неясно. Маркетинговых функций много, о ка­ких идет речь? Необходимо сосредоточиться на желаемом результате — повышении эффективности работы по новому изделию. Каков критерий эффективности? Состояние коммуникаций и тому подобное — это воп­рос о том, «как» должна быть решена поставленная задача. Если это обя­зательное средство для достижения цели, то задачу следует специально оговорить и включить в качестве отдельной работы предлагаемой про­граммы. Допустим, имеются в виду прежде всего маркетинговые исследо­вания. Критерий эффективности — рост продаж.

Окончательная формулировка: Маркетинговой службе в текущем году обеспечить рост продаж нового продукта фирмы на 30%. Затраты на про­грамму работ должны быть в пределах существующего бюджета.110

Управление развитием организации: модульная программа для менеджеров.

3. Первоначальная формулировка: В течение квартала найти новые конструкторские решения, позволяющие снизить вес устройства на 25% и довести его до требований заказчика.

Замечания: Кто это будет выполнять и за счет чего? Здесь главным является желание «снизить вес на 25%». Конструкторскими или техноло­гическими решениями оно будет достигнуто — это должно определяться в дереве целей на следующих уровнях.

Окончательная формулировка: ЦКБ машиностроения в течение квар­тала, к 15 сентября текущего года, снизить вес устройства на 25%. Затра­ты на работы подлежат специальному финансированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: