Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта
Как уже отмечалось, собственно железные дороги появились в начале XIX века, однако их основные составляющие — колесо, колея, паровая машина — были известны значительно раньше. Колесо существовало еще в глубокой древности.
Не все знают, что и колея использовалась несколько тысяч лет тому назад. Имеются упоминания о применении колеи для перевозок тяжелых грузов в Древней Греции и Древнем Риме: в каменных настилах дорог делались выемки (углубления) глубиной примерно 5 см, по которым катились колеса повозок. Известно, что ширина колеи уже тогда равнялась примерно 1400- 1500 мм. Кстати, первые чугунные рельсы (рельсы Рейнольда) в 1740 г. были выполнены именно в виде углублений, по которым катились деревянные, а затем чугунные колеса рудничных повозок. До этого рельсы были деревянными.
И, наконец, паровая машина. Прообраз паровых турбин появился еще за 120 лет до нашей эры — Герон Александрийский соорудил механическую игрушку, приводимую в движение паром.
|
|
Силу пара использовал в проектах различных орудии Леонардо да Винчи. Первое промышленное использование пара началось с изобретении Дени Папена: в 1690г. он пытался соединить котел с цилиндром и поршнем водяной помпы. Этот принцип был в последующем использован для механической откачки воды из шахт и рудников.
В 1763г. русский инженер И. И. Ползунов создал паровой двигатель мощностью 40 л. с. для подачи воздуха в плавильные печи
Но революция в этой области произошла в 1784г., когда Джеймс Уатт создал универсальную паровую машину, которую можно было использовать везде. На транспорт такие машины сначала стали применять для автомобилей.
В 1802 г. английский паровой автомобиль изобретателя Р. Тревитика с грохотом и чадом двигался со скоростью 10 км/ч по дороге, пугая пешеходов. Но дорога после этого оказалась в плачевном состоянии. В следующем, 1803 г. идею, воплощенную в этом автомобиле, Р. Тревитик использовал для замены конной тяги на рельсовых путях паровой — был создан первый паровоз. Однако этот паровоз быстро разрушил путь, по которому двигался, и от него отказались.
В то время в Англии многие пытались построить хороший паровоз. На паровозах применяли зубчатые колеса, толкач в виде ног и многие другие оригинальные решения. Но все они оказались нежизнеспособными.
Человеком, сумевшим обобщить весь опыт паровозостроения, стал Джордж Слсфенсон. В 1814г. он построил паровоз «Блюхер» для Келлингевордских шахт Первой в мире железной дорогой стала построенная в 1825 г. линия Стоктон —Дарлингтон, но на ней для перевозки пассажирских вагонов еще применялась конная тяга — паровозу пока не доверяли, боялись, что, если использовать ею для передвижения состава с пассажирами, могут возникнуть аварийные ситуации.