double arrow

Общие сведения о развитии сети железных дорог в мире


Первой железной дорогой, полностью работающей на паровой тяге, стала линия Ливерпуль — Манчестер длиной 50 км. Она была пост­роена для вывоза товаров с хлопчатобумажных фабрик Манчестера в порт Ливерпуль. На этой железной дороге Стефенсон впервые уделил серьезное внимание и устройству пути. Были возведены 63 моста и пу­тепровода, большая насыпь, трехкилометровая галерея в горе. Однако в то время не верили, что Стефенсон сможет построить паровоз для этой линии. Над ним смеялись в газетах. Тем не менее, в 1829 г. создан­ный им паровоз «Ракета» развил скорость 56 км/ч. В 1830г. железная дорога Ливерпуль — Манчестер начала действовать.

Надо сказать, что в том же 1830 г. и в США была построена первая железная дорога Чарльстон — Огеста длиной 64 км; паровозы для нее поставлял вначале завод Стефенсона, который начал работать в 1823 г. Впрочем, американцы в скором времени построили свой завод.

Железные дороги быстро завоевывали весь мир. Удивительны тем­пы их строительства. Так, за 50 лет, с 1850 по 1900 г., было построено более 800 тыс. км железных дорог — по 16 тыс. км в год.

Рекорд здесь, бесспорно, принадлежит США, где последние деся­тилетия XIX века назвали периодом великого строительства железных дорог. И действительно, только с 1880 по 1890г. здесь было построено 118 тыс. км железных дорог, почти по 12 тыс. км в год. Эта цифра за­ставляет, между прочим, задуматься над ролью той мощной силы, название которой «частные и акционерные капиталы».

Первая железная дорога в России длиной 800 м была построена в 1834г. отцом и сыном Е. А. и М. Е. Черепановыми на Урале, а в 1837 г. была введена в действие линия Петербург— Царское Село длиной 26 км.

К концу XIX века Россия уверенно вышла на второе место в мире по темпам строительства железных дорог: в стране за последнее десятиле­тие XIX века было построено 24 тыс. км железнодорожных линий, т.е. столько же, сколько в Германии, Франции, Австрии, Венгрии и Вели­кобритании вместе взятых. Заметьте, это говорится о XIX веке, о так недавно называемой «отсталой» России.

Не надо драматизировать ситуацию с закрытием отдельных малоде­ятельных нерентабельных участков. В этом отношении многие страны имеют богатый опыт.

Так, в США в 1922 г. длина всей сети железных дорог составляла 409 тыс. км. В настоящее время эксплуатационная длина железных дорог 1-го класса равняется 192 тыс. км; нерентабельные железные дороги закрылись.

Следует учитывать, что каждый вид транспорта имеет свою сферу применения. При наличии более удобных и дешевых путей сообщения от железных дорог следует отказываться. Однако внедрение новых технологий на железнодорожном транспорте позволяет привлечь сюда и грузы, и пассажиров. Но об этом позже.

Вернемся к истории железных дорог.

Однако в 40-х годах XX века по мере развития авиации, автомо­бильного и трубопроводного транспорта сеть железных дорог в ряде стран стала сокращаться, особенно в США. В то же время в Африке, Южной Америке она увеличивалась. В настоящее время протяжен­ность железнодорожной сети в мире примерно стабилизировалась.


Сейчас читают про: