double arrow

Экономические причины международной торговли. Ситуация абсолютных и относительных преимуществ в международной торговле. Теории международной торговли

Первые систематические исследования проблем внешней торговли провели в XVI-XVIII в.в. меркантилисты. Основной вывод меркантилистов - увеличивать экспорт и ограничивать импорт с целью притока золота в страну. Недостаток теории очевиден: если все будут экспортировать, то кто тогда будет импортировать?

В конце XVIII в. на смену меркантилизму пришла теория свободной торговли – «фритредерство». Согласно этой теории выгодны и ввоз и вывоз. Ограничение импорта невыгодно. Но полного и правильного объяснения причин внешней торговли теория фритредерства, (также как и меркантилизм) не давала. Внешняя торговля ведется всегда, когда дает прибыль. Однако на вопрос о том, кто в конечном счете получает эту прибыль, ответа теории меркантилистов и фритредеров не дают.

Первым, кто попытался научно объяснить взаимовыгодность внешней торговли, был А. Смит. В книге "Богатство народов" (1776 г.) он критиковал боязнь внешней торговли, сравнивая нации с домашними хозяйствами. Каждое домашнее хозяйство производит для себя лишь часть необходимого, а остальное покупает за счет продажи излишков. То же самое можно отнести и к странам. А. Смит пишет о том, что если другая страна может поставлять нашей стране более дешевые товары, чем отечественные, то нет смысла тратить ресурсы на их изготовление. Лучше сосредоточиться на производстве тех товаров, которые мы можем изготовлять дешевле, чем другие страны. Взгляды А. Смита на внешнюю торговлю получили название «теории абсолютных преимуществ».

Выводы А. Смита о выгодах внешней торговли были несовершенны. Его теория не давала ответа на вопрос о выгодах внешней торговли в ситуации, когда страна не располагает абсолютным преимуществом.

Пример: США на единицу затрат могут производить 300 тонн зерна и 150 метров ткани или любую комбинацию количества данных товаров в указанных пределах. Мексика на единицу затрат производит 50 тонн зерна и 100 метров ткани. В этих условиях США на единицу затрат производят больше не только зерна, но и ткани. Естественно, возникает вопрос: выгодно ли стране иметь торговые отношения с другими странами, если она обладает абсолютным преимуществом во всех отраслях? Ответ на этот вопрос дает теория сравнительных преимуществ (сравнительной эффективности), разработанная выдающимся английским экономистом XIX века Д. Рикардо. Его теорию целесообразно рассмотреть на примере, приведенном выше. На рисунке граница производственных возможностей США обозначена линией АВ, а Мексики – СД. При первой возможности взаимной торговли предприниматели обратят внимание на разницу цен. Например, в Мексике можно купить 1 м. ткани за 0,5 т. зерна, отправить ткань в США и обменять там на 2 т. зерна. А в США за 0,5 м. ткани можно получить 1 т. зерна, отправить зерно в Мексику и купить 2 м. ткани. Начнется отток ткани из Мексики и зерна из США. Развитие торговли должно со временем привести к выравниванию относительных цен в обеих странах.

Предположим, цены выравниваются на уровне 1 тонна зерна = 1 метру ткани (для упрощения анализа). Если США начнет специализироваться на зерне и продавать его в Мексику, а Мексика - производить ткань и продавать ее в США, обе страны в этом случае получат прирост потребления. Например, США экспортируя 100 т. зерна из общего производства в 300 т., могут получить 100 м. ткани. Таким образом, США за счет внешней торговли обеспечивают потребление 200 т. зерна и 100 м. ткани. Если бы США пытались производить только 200 т. зерна, а остальные ресурсы направить на производство ткани, то при существующей границе производственных возможностей они могли бы производить только 50 м. ткани. Торговля с Мексикой дает США прирост потребления в 50 м. ткани (A1E1). Рост потребления США показывает граница торговых возможностей страны (пунктирная линия АВ1).

Аналогично Мексика, производя только ткань (100 м.) и продавая, например, 50 м. ткани в США, может получить 50 т. зерна. Таким образом, за счет внешней торговли Мексика может обеспечить потребление 50 м. ткани и 50 т. зерна одновременно. Пунктирная линия С1Д показывает границу торговых возможностей Мексики.

Из данного примера мы видим, что продажа 1 т. зерна в США позволяет купить лишь 0,5 м. ткани. А в Мексике цена 1 т. зерна эквивалентна 2 м. ткани. И наоборот, продажа 1 м. ткани в Мексике позволит купить только 0,5 т. зерна. А продажа 1 м. этой же ткани в США позволяет приобрести 2 т. зерна. Таким образом, США должны специализироваться на производстве зерна и покупать ткань в Мексике. Мексика, соответственно, должна производить только ткань и экспортировать ее в США в обмен на зерно. Взаимная торговля обеспечивает расширение внутреннего рынка в каждой стране, дает прирост внутреннего потребления.

Следует отметить, что принцип сравнительных преимуществ справедлив не только для единиц двух различных товаров и двух стран, но и для любого количества стран и товаров. Конечно, применение принципа и практике внешней торговли модифицируется действием многочисленных факторов, в частности, валютными курсами, инфляцией, таможенными барьерами. Но это не отменяет действие закона сравнительных преимуществ. До тех пор, пока в соотношении цен внутри страны сохраняются хоть малейшие различия, каждая страна будет иметь сравнительные преимущества во внешней торговле.

Теория Хекшера – Олина.

Теория сравнительных преимуществ объясняет направления международной торговли межстрановыми различиями в относительных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти различия? Теория Хекшера – Олина, появившаяся в 20-30гг. ХХ века объясняет межстрановые различия тем, что при производстве товаров используется иное соотношение факторов производства и неодинаковой обеспеченностью факторами производства. Согласно теории Хекшера – Олина, страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат избыточных факторов производства. Таким образом, в скрытой форме экспортируются избыточные факторы производства, а импортируются дефицитные. Международная торговля компенсирует низкую мобильность факторов производства в рамках мирового хозяйства. Следует подчеркнуть, что речь идет об относительных величинах факторов производства (например, значение имеет не общий объем сельскохозяйственных земель, а приходящийся на одного работника). Если какого-то относительного фактора производства в стране больше, то и стоимость его ниже, чем в других странах. И продукция, производимая с помощью этого фактора производства будет относительно дешевле. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли. Теория Хекшера – Олина успешно объясняет многие закономерности, возникающие в мировой торговле. Однако структура, производственных ресурсов, которыми обладают промышленно развитые страны постепенно выравнивается.

Парадокс Леонтьева.

В середине 50-х гг. ХХ века американский экономист русского происхождения Василий Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки теории Хекшера – Олина на данных экономики США. Оказалось, что в американском экспорте преобладали трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие. В то же время труд в США является относительно дороим фактором производства, а капитал – дешевым. Такое положение вещей противоречило теории Хекшера – Олина и получило название «Парадокс Леонтьева». Многочисленные попытки объяснить этот парадокс дополнили теорию Хекшера – Олина:

- Факторы производства неоднородны. Например, рабочая сила различается по квалификации. Развитые страны могут экспортировать товары с большими затратами высококвалифицированного труда, а развивающиеся – низко квалифицированного.

- Значительная роль природных ресурсов, которые могут участвовать в производстве только в ассоциации с большими затратами капитала. Это объясняет тот факт, что экспорт из развивающихся стран, богатых природными ресурсами относительно капиталоемок, хотя капитал в этих странах не является избыточным фактором производства.

- Влияние на международную торговлю внешнеторговой политики государства, которая может ограничить импорт и стимулировать производство внутри страны.

Альтернативные теории внешней торговли.

В последние десятилетия в структуре мировой торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда поддаются объяснению в рамках классических теорий мировой торговли. Среди этих сдвигов – превращение технического прогресса в доминирующий фактор в мировой торговле, возрастающий рост встречных поставок сходных промышленных товаров, увеличение товарооборота внутрифирменной торговли. Ряд альтернативных теорий пытаются объяснить эти явления

Теория жизненного цикла продукта. В середине 60-х гг. американский экономист Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, где объяснил особенности международной торговли готовой продукцией жизненным циклом товара. Выделяется четыре стадии жизненного цикла продукта: внедрение, рост, зрелость, упадок. На стадии внедрения основная часть продукции реализуется на отечественном рынке, На стадии рост и зрелости расширяется экспорт продукции и даже перевод производства в другие страны. На стадии упадка страна, производство и потребление концентрируется в развивающихся странах.

Теория эффекта масштаба.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности промышленно развитые) обеспечены основными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Международная торговля позволяет сформировать единый рынок, который больше рынка отдельно взятой страны, что позволяет реализовать продукцию, которой было бы с избытком для отдельной страны, а с другой стороны и по более низкой цене. Однако, такая специализация ведет к монополизации рынка и, следовательно, возрастанию внутрифирменной торговли, где товаропотоки определяются не принципом сравнительных преимуществ, а стратегическими целями фирмы.

Теория конкурентных преимуществ.

В 1991г американский экономист М. Портер опубликовал книгу «Международная конкуренция», где большую роль в формировании современным потокам отвел приобретенным преимуществам, целенаправленно формируемым в ходе конкурентной борьбы фирмами – производителями. Конкурентные преимущества позволяют фирме добиваться успеха на мировом рынке и зависят от выбранной фирмой стратегии, структуры отрасли, в которой действует фирма и позиции фирмы в этой отрасли. Прочность позиций в конкурентной борьбе достигается либо за счет низкого уровня издержек, либо дифференциацией продукта. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны. М. Портер выделяет 4 детерминанта конкурентного преимущества страны:

- обеспеченность факторами производства, причем в первую очередь научно – техническими.

- Параметры внутреннего спроса на продукцию, возможность использования эффекта от масштаба.

- Наличие в стране конкурентоспособных отраслей – поставщиков и родсвенных отраслей производящих взаимодополняющую продукцию.

- Национальные особенности стратегии, структуры и соперничества фирм.

Страны имеют больший шанс на успех в тех отраслях, в которых детерминанты (национальный ромб) благоприятны. Детерминанты конкурентного преимущества страны являются взаимодополняющими и взаимно усиливающими компонентами.


Сейчас читают про: