double arrow

В. 5. Идеологическое деление мира

Почти весь ХХ век прошел под знаком жесткого противоборства двух идеологий – либеральной («правой») и социалистической («левой»). Они послужили основой для создания двух основных социальных систем: одна строилась на представлениях о том, что высшей общественной ценностью являются интересы (свободы) человека (лат. «liber» - свободный, отсюда – «либерализм»), а другая – интересы общества (лат. «socium» - общее, отсюда – «социализм»).

А. Поскольку соблюсти интересы всего общества может только государство, все исторически кратковременные случаи построения социализма (начиная с античности) возникали лишь при условии существования сильного государства. Формой политического режима при этом, как правило, был авторитаризм.

Авторитаризм являлся обычной формой режима, начиная от возникновения первых протогосударств до рубежа XVII-XVIII веков. В течение этого времени он приобретал разные формы: от тоталитарной деспотии и диктатуры до просвещенной монархии и имитационной демократии. Родовой чертой такого устройства является сосредоточение власти и отсутствие реальной оппозиции. Авторитаризм руководствуется следующей иерархией ценностей: «государство – общество – личность».

Интерес к социализму («справедливому устройству общества для всех») стал возрождаться в Европе в период заката феодализма и зарождения капитализма: в Англии – XVI в. (Т.Мор), в остальных странах – XVII в. (Т.Кампанелла) и далее. Попытка создать научную теорию построения социализма на базе развитого капитализма была предпринята К.Марксом (XIX в.). Относительно длительный случай победы его учения произошел лишь в ХХ в. в Советской России (затем – СССР). В силу социально-экономической отсталости нашей страны бывший царский авторитаризм трансформировался в ней в более жесткую форму бюрократического тоталитаризма.




Как мировая держава, империя, СССР за неполный век своего существования сумел распространить идеологию и практику социализма на почти половину государств Земного шара: Восточную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию, Большой Ближний Восток, ряд государств Африки и Латинской Америки.

Через 10-15 лет после распада СССР и мировой системы социализма, в 2000-х годах как реакция на издержки глобализации и социального расслоения возникла «все­мирная левая волна». Она способствовала частичному отказу от «рыночного радикализма» и «либерального экстремиз­ма» в экономике и политике, наиболее ярко проявившись в ряде государств Центральной Америки (Венесуэла, Боливия и др.).



Б. Идеология либерализма сложилась с развитием капитализма в Европе, т.е. на рубеже XVII-XVIII вв. В политике его проявлением является режим демократии, т.е. самоуправления общества с формулой приоритетов «личность – общество – государство». В к. ХХ в. в условиях ослабления и распада СССР, отхода его преемников от позиций социализма (1980-1990-е гг.) страны либеральной демократии во главе с США распространили (иногда вооруженным путем) свой образец устройства государства на большинство стран мира. (Папа Иоанн Павел 2: «демократия стала мифом и прикрытием безнравственности».) Если в середине 1970-х гг. удельный вес демократий в мире составлял около 40%, то в 2007 г. – примерно 65%. Сейчас по числу людей, населяющих страны с той или другой идеологией, мир разделяется примерно поровну (в основном, за счет Китая). По доле в мировом ВВП демократический мир обгоняет авторитарный многократно.

(В западной социологии выведена следующая закономерность. Страна с ВВП на душу населения не более 1500-3000 долларов не может быть демократической больше 8-16 лет. Если показатель выше 9-10 тысяч долларов, государство не может не быть демократией.)

Принципы либеральной экономики в эпоху глобализации были сформулированы в 1992 г. в т.н. «Вашингтонском консенсусе»:

а) либерализация финансов и торговли;

б) приватизация;

в) дерегулирование экономики;

г) обеспечение прав собственников;

д) сокращение государственных расходов;

е) установление менее прогрессивной шкалы налогообложения;

д) гибкость рынка труда.

Большинство современных международных институтов и режимов глобализации действуют по либеральному алгоритму. Это приводит, в частности, к росту спекулятивного (вторичного, третичного и четвертичного) капитала и его доминированию в мировом хозяйстве. Так, н-р, за послевоенный период обороты в торговле (вторичный капитал) росли втрое быстрее, чем валовой внутренний продукт развитых стран. В свою очередь, мировой оборот финансового (третичного) капитала возрастал в четыре раза быстрее, чем в международной торговле.

В конце 1990-х гг. «Вашингтонский консенсус» закончился кризисом глобальной экономики, начало которому положил азиатский финансовый кризис (1997-1999 гг.). Причем в результате ошибочных рецептов МВФ первоначально пострадали наименее развитые экономики: восточноазиатские, латиноамериканские и восточноевропейские.

В начале 2000-х гг. под влиянием кризисов, а также усиления таких мало демократических стран, как Китай и Россия (по индексу развития демократии в 2004 г. Россия занимала 97-е место), произошел некоторый откат в сфере экономической и политической либерализации. Новый глобальный импульс этому дал мировой финансовый кризис 2008-2010 гг.

В ответ на это в 2010-2011 г. по авторитарному Ближнему Востоку прокатилась инициированная богатыми странами волна либеральных революций, т.н. «арабская весна» (Египет, Тунис и др.). В случаях особо несговорчивых правительств применялось, как обычно, вооруженное вторжение (н-р, Ливия).

Таким образом, в настоящее время в мире продолжается соревнование либерального и социалистического проектов в построении общества всеобщего благосостояния.

(В условиях противостояния в ХХ в. двух сверхдержав (СССР и США) возникли основы для укрепления сил, стремившихся дистанцироваться от их политико-идеологического конфликта. Возникали идеи о конвергенции стран и о т.н. «третьем пути». Конвергенция предполагала возможность соединения лучшего, что есть в социально-экономической организации планового социализма и рыночного либерализма. Варианты идеи «третьего пути» были заложены в идеологию Движения неприсоединения, объединившего развивающиеся страны (Индия), которые пытались лавировать между сверхдержавами, частично – стран послевоенной Европы (в первую очередь, Северной).






Сейчас читают про: