double arrow

В. 3. Современная система международных отношений

 Современная система международных отношений

Международные отношения формировались в локальных и региональных рамках вплоть до середины ХIХ века. После этого они вышли на глобальный уровень, что было связано с завершением процесса превращения мира в единое целое, в первую очередь, с формированием мирового хозяйства.

Как было показано, сейчас в мире одновременно наблюдаются две взаимо­связанных тенденции. Во-первых, нарастание важности общих мировых проблем и рост понимания необходимости сотрудничества в интересах их решения. Во-вторых, внутри этой глобальной общности развивается тенденция усложнения, роста многообразия социальных, экономических и политических от­ношений в рамках отдельных государств и между ними. Это проявляется в двух взаимодополняющих друг друга процессах – глобализации, с одной стороны, и  регионализации и локализации, с другой.

Сегодня в структуре международных отношений выделяется несколько уровней:

а) глобальный;

б) региональный;

в) субрегиональный;

г) групповой;

д) двусторонний.

Глобальный уровень охватывает наиболее общие отношения всей цивилизации (н-р, в рамках ООН). Региональный уровень означает отдельную подсистему международных отношений, которая складывается в крупных географических зонах (полушариях, частях света, континентах). Субрегиональный уровень – часть региона, локальная группа государств, имеющих специфику по отношению к региону (н-р, Юго-Восточная Азия). Групповой уровень выделяется внутри субрегиона и охватывает несколько тесно связанных государств.




Отношения между государствами могут быть трех типов:

- союзнические;

- нейтральные;

- конфликтные.

Основной закон системы международных отношений – закон динамического равновесия. Это означает, что в системе международных отношений действуют различные противоборствующие силы, которые должны уравновешивать друг друга (т.н. баланс сил), обеспечивая определенный «мировой порядок» и безопасность.

Сохранить мировую безопасность можно путем поддержания такого баланса со стороны каждого государства, путем создания союзных международных органов либо «мирового правительства». Хотя окончательно новая система международных отношений еще не сложилась, видны основные элементы ее структурной иерархии.

Как пишет Ф.Фукуяма, хотя коммунизм мертв, политического спокойствия не предвидится, так как на его место приходит нетерпимый и агрессивный национализм. Возросла популярность фундаментализма – учения об «истинных основах» бытия, возвращения «к корням». Различается религиозный (н-р, исламский), национальный, политический и экономический (рыночный) фундаментализм. Опасность для мира исходит от экстремистских попыток использовать этническую принадлежность или даже конфессию для оправдания своей исключительности и применения насилия.



Другая опасность – стремление отдельных государств любыми средствами сохранить на Земле свою политическую власть, распространившуюся в к. ХХ в., после распада мировой биполярной системы.

Мировая власть – это совокупность влияния различных центров, структур, образований в тех или иных трансграничных (территориальных, экономических, финансовых, этических и др.) областях и зонах.

Концепции «всемирного правительства» стали разрабатываться после 1 Мировой войны. За это время было разработано ок. 150 вариантов всемирной конституции.

Сейчас основные теории глобального управления таковы:

1) превращение ООН в глобальное правительство;

2) учреждение нового мирового правительства;

3) управление мировым сообществом комитетом лидеров крупных держав (н-р, G8);

4) коллективное управление с участием государств, ТНК, иных организаций;

5) предоставление полномочий властителя США.

Трансграничная власть представлена, прежде всего, правительствами крупнейших государств, ТНК и их союзами, которые концентрируют необходимые ресурсы для оказания давления на другие страны и организации. К институтам, способным действовать властно в мировом пространстве, можно отнести и такие организации, как ООН, объединение руководителей ведущих госу­дарств мира G8 и некоторые другие мощные меж­региональные структуры.

Образованная в 1945 г. Организация Объединенных Наций имеет 6 главных органов: Совет Безопасности, Генеральную Ассамблею, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд в Гааге. Главная уставная цель ООН – обеспечение международного мира и безопасности путем поддержания мирных отношений между странами. До начала ХХI в. организацией было проведено 35 операций по поддержанию мира, сейчас идет ок. 20.

К институ­там трансграничного управления можно отнести крупные неправительственные междуна­родные организации (Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе); междуна­родные конференции и конгрессы; наблюдателей и миротворцев, имеющих мандат ООН или других международных организаций; саммиты глав государств; авторитетные международные эксперт­ные организации; крупные мировые СМИ и партии; «глобальные города» и крупнейшие биржи.

Так, например, известен Бильдербергский клуб, включающий глав государств, международных институтов, ТНК, банков, мировых СМИ, многие из которых входят в ведущие американские проправительственные организации. Кроме того, с 1920-х гг. в США действуют влиятельные «теневые правительства» – Совет по международным отношениям (CFR) и Трехсторонняя комиссия (Трилатераль). Влиятельные «мозговые центры» мира – Международная группа по предотвращению кризисов (ICG), Институт Брукингса, центр Четем-Хаус.

Жизненные реалии демонстрируют, что в настоящее время невоз­можно эффективно управлять экономическим ростом, решением экологичес­ких проблем, социальными трансформациями в мировом сообществе в целом. Для этого у человечества нет ни долж­ных ресурсов, ни технологий. В настоящее время глобальное управление – это форма точечного регулирования, возможного только в определенных зонах и секторах.

Для более эффективного управления надо создавать новую властно-управленческую инфра­структуру. В 1999 г. Программа развития ООН (ПРООН) представила проект «новой глобальной архитектуры», куда в качестве глобальных институтов должны войти:

- Всемирный центральный банк,

- Всемирное экологическое учреждение,

- Всемирный инвестфонд,

- Международный уголовный суд,

- Генеральная Ассамблея ООН из двух палат (от государств и от гражданского общества).






Сейчас читают про: