double arrow

Затраты рабочего времени рабочих, ИТР и служащих

Рабочее время – это период времени, в течение которого рабочий выполняет работу, предусмотренную или не предусмотренную производственным заданием.

Согласно схеме затраты рабочего времени рабочих делятся на две основные группы: нормируемые и ненормируемые (см. схему 1).

К нормируемым затратам относятся затраты рабочего времени, необходимые для выполнения задания и учитываемые при определении затрат труда.

Нормируемые затраты рабочего времени слагаются из времени, расходуемого на работу по заданию, и времени на регламентированные перерывы.

Время работы по заданию подразделяется на время оперативной (основной и вспомогательной) работы и время подготовительно-заключительной работы

Под временем работы по заданию понимается время, в течение которого рабочий затрачивает свой труд на непосредственное выполнение полученного задания в соответствии с правильной технологией и при качестве продукции, отвечающем действующим Строительным нормам и правилам, а также на подготовку к работе и на завершение ее.

Время оперативной работы - время, затрачиваемое рабочим на непосредственное выполнение строительной продукции в соответствии с правильной технологией и при качестве продукции, отвечающем требованиям действующих Строительных норм и правил. К этому виду затрат относят время на операции, связанные с изменением форм и размеров, внешнего вида, состава, свойств, состояния и взаиморасположения частей предмета труда.

К основной работе относятся все рабочие операции, непосредственно связанные с выполнением задания.

К вспомогательной работе относятся вспомогательные операции, операции по текущему уходу за инструментами, машинами и рабочим местом в процессе выполнения задания (правка, точка и мелкий ремонт инструментов, текущее изменение рабочего места и т.п.).

Время подготовительно-заключительной работырасходуется на подготовку рабочего места, орудий и предметов труда к выполнению задания, на приведение в порядок рабочего места после окончания работы.

Время регламентированных перерывов слагается из времени на отдых и личные надобности и времени технологических перерывов.

Под временем регламентированных перерывов понимаются перерывы, предусматриваемые нормальной организацией и технологией строительно-монтажного процесса, с учетом физиологических потребностей рабочих, участвующих в выполняемой работе.

К отдыху относятся кратковременные перерывы для необходимого восстановления сил в процессе работы. Время на обеденный перерыв к отдыху не относится, так как в состав рабочего времени не входит.

К технологическим перерывам относится время, затрачиваемое рабочим на неизбежные перерывы в работе, вызываемые специфическими условиями технологии при условии правильной организации строительно-монтажного процесса Например, перерыв в работе шофера во время загрузки кузова автомобиля, монтажника - при подъеме монтируемой конструкции краном.

Ненормируемые затраты рабочего времени включают время на выполнение непредвиденной работы, а также потери рабочего времени на выполнение лишней работы и вследствие простоев и нарушения трудовой дисциплины.

Непредвиденная и лишняя работа объединяются понятием время работы не по заданию. В течение этого времени рабочий затрачивает свой труд на выполнение производительной работы, не обусловленной производственным заданием (включая соответствующие оперативную и подготовительно-заключительную работы), а также непроизводительной работы, не дающей прироста продукции или улучшения ее качества.

Ко времени нерегламентированных перерывов относятся перерывы в работе, вызванные любым нарушением нормального течения строительно-монтажного процесса, независимо от характера этих причин.

К простоям относятся затраты времени, вызываемые организационными причинами (ожидание доставки материалов, неправильная расстановка рабочих, ожидание распоряжения технического персонала, неправильное разделение труда в звене и т.д.) или причинами, не зависящими от строительства (ливень, прекращение подачи на стройку электроэнергии, воды и т. п.).

К потерям времени из-за нарушения трудовой дисциплины относятся опоздания на работу в начале и после обеденного перерыва, ранний уход с работы перед обеденным перерывом и в конце рабочей смены и т. п.

Классификация затрат рабочего времени ИТР и служащих (схема 3) предусматривает его разделение на время работы и время перерывов. Исходя из содержания труда, рабочее время подразделяется на подготовительно-заключительное (подготовка и завершение задания), основное и время обслуживания рабочего места (доставка необходимых документов, материалов, приборов и других технических средств).

Время основной работы в зависимости от ее функционального характера делится на время организационно-административной, творческой и технической работы.

Время организационно-административной работы – это затраты, связанные с организацией трудового процесса и управлением деятельностью людей.

Время творческой работы включает элемент, связанные с анализом обстановки, поиском и выработкой оптимальных решений, подготовкой программ и т.д.

Время технической работы – это затраты времени на выполнение простых, регулярно повторяющихся работ.

Рабочее время не включает затраты на обеденный перерыв.

3.Время использования строительных машин.

Времена использования оборудования – это время, в течение которого оборудование находится в действии.

Согласно схеме затраты времени использования строительных машин делятся на две основные группы: нормируемые и ненормируемые (см. схему 2).

Под нормируемыми затратами понимают производительные затраты времени использования машины, которые слагаются из затрат времени в соответствии с заданием и времени на регламентные перерывы.

Время работы в соответствии с заданием – время, в течение которого машина используется при выполнении работы в соответствии с производственным заданием при правильной технологии и надлежащим качеством продукции, отвечающим нормам и правилам, а также техническим условиям на эксплуатацию машины.

Время работы машины при полной нагрузке - время, при котором рабочий орган машины используется на полную мощность в соответствии с конструктивными особенностями машин и конкретными условиями работы. Например, подъем груза, вес которого соответствует грузоподъемности крана при данном вылете стрелы; набор грунта в ковш экскаватора в количестве, отвечающем емкости ковша и характеристике данного грунта.

В тех случаях, когда машина работает с пониженной нагрузкой, обуславливаемой технологией данного строительного процесса или особенностями перерабатываемых материалов, работу следует относить к работе машин под полной нагрузкой (например, перевозка на автомашине громоздких и легковесных грузов, не позволяющих полностью использовать тоннаж автомобиля).

Ко времени работы машины под неполной нагрузкой относится время, при котором расчетная нагрузка машины по вине рабочих или технического персонала используется неполностью. Например, перевозка груза весом 4 т на автомобиле грузоподъемностью 5 т.

Время работы вхолостую бывает цикличное и периодическое.

Цикличная работа машин вхолостую, как правило, вызывается специфическими особенностями соответствующих строительных процессов, например, холостое вращение циркулярной пилы при откладывании рабочим распиленных частей в сторону.

Периодическая работа машины вхолостую наблюдается главным образом у транспортных и других аналогичных машин, у которых могут быть холостые пробеги из гаража к месту работы и обратно в начале и конце рабочей смены.

Регламентированные перерывы, вызванные техническим обслуживанием машины, связаны с выполнением подготовительно-заключительной или вспомогательной работы.

Подготовительно-заключительная работа, вызывающая перерывы в работе машины, может быть связана с рабочим процессом вообще (крепление машины перед пуском, обтирка станка и т.п.) или с данным заданием (смена ножей у фрезерного станка и т.д.).

В качестве примеров вспомогательной работы, вызывающей периодические перерывы в работе машины, можно привести заправку машины водой или горючим, смазку машины и т.д.)

Регламентированные перерывы, вызванные технологическими особенностямистроительного процесса, бывают цикличные, т.е. повторяющиеся в каждом цикле работы машины, и периодические, повторяющиеся через некоторые промежутки времени. Примером цикличных технологических перерывов является простой автомашины под нагрузкой и выгрузкой, примером периодических технологических перерывов будет перерыв в работе окрасочного аппарате при его переноске или наполнении красящим составом.

Ненормируемые затраты слагаются из времени работы не по заданию и времени нерегламентированных перерывов.

Время работы машины не по заданию обычно расходуется на выполнение непредвиденных работ (производительные затраты времени), не обусловленных заданием, и лишних работ (непроизводительные затраты времени), не дающих прироста продукции или улучшения ее качества.

Ко времени непредвиденной работы относится время использования машины, в течение которого машина производит продукцию, не относящуюся к основному заданию. Если, например, при помощи крана производится подъем плит пакетами по 5 шт., а некоторая часть плит была поднята поштучно, то время, затрачиваемое краном на поштучный подъем плит, должно быть отнесено к непредвиденной работе. Совпадение продукции непредвиденной работы с продукцией по заданию не может в данном случае служить основанием для отнесения затрат времени к работе по заданию, так как задание не может быть предусмотрено нерациональное использование машины.

Ко времени лишней работы относится неэффективное использование машины. это бывает в случаях, когда машина продолжает под нагрузкой свою основную работу, не требующуюся для технологического процесса. Например, перемешивание бетона в барабане бетономешалки сверх установленного срока; работа пневматического молота над уже готовой заклепкой.

К лишней работе относится также холостая работа машины, происходящей по вине обслуживающих рабочих, не обеспечивающих своевременного питания машины (холостая работа станка или лесопильной рамы при подаче обрабатываемых материалов) или по организационным причинам.

Ко времени нерегламентированных перерывов (простоям) относятся перерывы в работе машины, вызванные нарушениями нормального течения производственного процесса вне зависимости от причин, вызвавших эти нарушения.

Простои бывают из-за плохой организации работ (например, из-за поломки машины, вызванной плохим уходом за ней, из-за перерывов в снабжении машины водой, электроэнергией, горючим и т.п., из-за временного отсутствия потребности в вырабатываемой продукции, отсутствии фронта работ и т.п.).

Одной из причин простоя машины является также нарушение трудовой дисциплины рабочими, обслуживающими ее (опоздания или преждевременный уход рабочих с рабочего места).

Лекция 4


Сейчас читают про: