Сущность и взаимодействие конкуренции, цены, спроса и предложения

Весь рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на 3-х основных элементах: цене, спросе и предложении и конкуренции; Цель каждого предпринимателя – получение максимальной прибыли, а следовательно и расширение масштабов хоз. деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и роста объемов производства. Предприниматели выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Если предложение какого-либо товара больше, чем спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынужден уже покупатель, чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар., каждый из них старается предложить, конечно, по возможности, более высокую цену, чем это могут сделать его конкуренты. Цена повышается, это стимулирует увеличение предложения данного товара. Итак, конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма, однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночно равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной (совершенной) конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов. Однор. продав. пр-ции и свобод доступом фирм на рынок. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. До середины XIX национальная экономика разных стран характеризовалась совершенной, свободной конкуренцией, однако совершенная конкуренция в чистом виде никогда не существовала.

Совершенная конкуренция имеет следующие признаки, характеризующие ее форму:

1) множество фирм, производящих данный продукт.

2) полная однородность производимой продукции.

3) отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала.

4) полная информация, т.е. совершенное знание рынка потреб. и производ.

5) отсутствие контроля над ценами.

Существует множество видов конкуренции, которые можно отнести к трем группам:

1) межрегиональная, 2) внутриотраслевая, 3) межотраслевая.

Межотраслевая конкуренция такая, которая осуществляется между товаропроизводителями разных отраслей эк. Через межотраслевую конкуренцию происходит регулирование капиталовложений по отраслям в зависимости от спроса на те или иные товары. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между отдельными товаропроизводителями, занятыми в одной и той же отрасли экономики за получение наибольшей прибыли. Межрегиональная конкуренция это конкуренция между различными регионами, территориями. Здесь необходим межрегион. рынок.

В целом, следует подчеркнуть следующее: независимо от типа рын. структур обязат. усл. их функционирования является экономическая свобода, самост. и независим. субъектов экономических отношений.

Рассмотрим как действует механизм спроса и предложения на конкурент. рынке всего товара, а также каким образом рын. цена устанавл. на таком уровне, когда спрос и предложение равны. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Чем выше цена, тем меньше уровень спроса (при данном уровне доходов) и наоборот. Изображаем график:

Кривая d: OQ – количество товара, покуп. на рынке, OP – движ. цены.

d – кривая спроса, с ее помощью можно опред., как измен. величина спроса, при измен. цены; Кривая является традиционной для экономической науки в то время, как с математической точки зрения на OP принято обозначать незав. переем. (цену), а на OQ – зав. (вел. спроса). Получ. кривая, иллюстр. закон постеп. убыв. спроса, котор. форм.: если цена какого-либо товара повыш. и при этом все др. усл. остаются неизм., то спрос будет снижаться.

Зак. постеп. понижения спроса имеет силу в отношении практически всех тов. Причины этого связ. прежде всего с огран. доходов покупателя. Если рассм. рын. ситуацию со стор. продавцов или со стор. предл., то заметим обратную картину: все продавцы стремятся к сам. высок. цены, чем выше цена, тем активн. они будут пытаться прод. большее количество товаров, т.е. увел. предлож.; Иными словами, у каждого из продавцов объем предл. будет меняться в зав. от цены. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях выше размер данного предл. – кривая предлож. (S).

Рассм. кривые. Взятые сами по себе показывают, что происх. с покупками и продажами, если цена измен. Но на каком уровне должна измениться цена? Чтобы ответить на этот вопрос надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения.

Если наложить друг на друга два пред. графика, обознач. совокуп. спрос и совокупн. предлож. одного и того же товара, то получим график похож. одноврем. повед. спроса и предлож. интерес нас. товара.

В какой-то точке, в дан. случ. точка с, кривые пересекаются. В точке встречи с спрос количественно равен предложению Q1, и цена P1 выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия. При более высок. цене P2 возник. избыток предлож. над спросом равн. по величине отрезку AB. Этот избыток в рез. конкуренции продавцов будет способств. снижению цены. При цене ниже уравнов. P3 спос. превыш. предлож. равно отрезку EF. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх. Лишь в точке с достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохран. При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж, при цене равновесия количество продукции, в пределе которого потреб. намерены продолж. делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое произв. намерены продол. постав. на рынок. Только при такой цене будет отсутств. тенденции повышения или понижения цены, т.о. конкуренция и колебание спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке; огранич. кол-во имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями, но это лишь частичное равновесие на ед. рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменения предложения или спроса товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, а напротив, они взаимосвязаны: каждое изменение у одного товара приводит к изменению в цене др. тов.

Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одноврем. ее совокупн. В этом случае говорят об общем равновесии рынка.

Равенство спроса и предложения – это теоретическая абстракция, ибо в реальной хоз. практике такое совпадение бывает весьма редким.

Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма. Анализ закономерности изменения спроса и предложения и механизм образования цены равновесия дает возможность более полно охарактеризовать экономическую свободу, как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижение общего равновесия. Эк. свобода подразумевает, во-первых: свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. своб. торговли; в-третьих, своб. перемещ. рез. по разным сферам и, в-четвертых, свободное ценообразование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: