double arrow

Понятие рынка, его структура и функции

В самом общем виде рыночный механизм можно определить как такую форму организации хозяйствования, при которой потребители и производители взаимодействуют через рынок с целью решения основных проблем экономики. В начале рынок представлял собой публичное место в городе (и не только), где различные товары выставлялись на продажу. Однако по мере развития общества усложн. его эконом. структуры, менялось и понятие рынка в современном развитии. Общественный рынок это не обязательно какое-то физическое место, где встречаются и осуществляются сделки между покупателем и продавцом.

При наличии современных средств связи и транспорта торговец может дать рекламу товара, собрать заказы по телефону и разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателями. Поэтому в экономической науке под рынком понимается совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера затрат на их производство.

В условиях товарного производства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят предприниматели, владельцы рабочей силы, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственных ценных бумаг и т.д. Соответственно современная рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, рабочей силы, ссудных капиталов, ценных бумаг, валют и др. Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.

1.Рынок является инструментом саморегулирования товарного производства. Если спрос на товар растет, то производители станут его больше производить, но и повышать цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и, следовательно, цену. Производство будет сокращаться.

2.Рынок – мощный стимулятор производства. При снижении цены производители будут не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек через совершенствование техники, технологий и организации труда.

3.Рынок обеспечивает окончательное признание общественной значимости произведенного продукта и затрат на его производство.

4.Рынок содержит в себе богатую информацию, которая воплощена прежде всего в ценах, состояние и динамика которых во многом определяют поведение рыночных субъектов.

5.Рынок обеспечивает известную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальным хозяйством.

6.Рынок очищает общественное производство от экономически нежизнеспособных формирований, в силу чего происходит дифференцирование товаропроизводителей.

Если рассматривать структуру рынка с точки зрения его объектов, то следует выделить следующие:

-во-первых, товарный рынок – он включает потребительский рынок, куда входят продовольственные и непродовольственные товары, бытовые, транспортные и коммунальные услуги, жилье и здания непроизводственного назначения;

Рынок средств производства, куда входят производственные здания и сооружения, орудия труда, сырье и материалы, энергия, полезные ископаемые;

Рынок интеллектуального труда, куда входят инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы, искусства и т.д.

-во-вторых, финансовый рынок, он включает:

Рынок капиталов или инвестиционный рынок, кредитный рынок; рынок ценных бумаг, представленных акциями, облигациями, векселями и т.д.; валютно-денежный рынок, т.е. рынок иностранной валюты и платежных документов в этой валюте, а также денег как таковых;

-в-третьих: рынок труда – это есть экономическая форма движения трудовых ресурсов, при которой рабочая сила обращается (продается и покупается) в соответствии с законами рыночной экономики.

По территориальному признаку рынки делятся на местный (региональный), внутренний (национальный) и внешний (мировой);

Рынок не существует без инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – это совокупность институтов рынка, обслуживающих и обеспечивающих движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. В ее состав входят:

1. Сеть кредитно-финансовых учреждений.

2. Товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда.

3. Информационно-коммерческие центры.

4. Оптово-посреднические фирмы.

5. Страховые компании.

6. Снабженческо-сбытовые организации.

7. Аудиторские фирмы.

8. Аукционы, ярмарки.

9. Центры маркетинга, подготовки менеджеров, брокеров, дилеров и иные службы.

Непременными субъектами товарных бирж являются брокеры и дилеры. Брокер – это отдельное лицо либо фирма, занимающаяся посредничеством при заключении сделок между покупателем и продавцом. Дилер – это участник торгов, осуществляющий биржевые сделки от своего имени и за свой счет.


Сейчас читают про: