double arrow

Антимонопольное (антитрест.) законодательство и регулирование экономики

Потери от несовершенной конкуренции.

Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции по существу предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией хозяйственной жизни. В конечном счете, проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой, этим рыночным феноменом, не зависящим от воли отдельного товаропроизводителя в условиях совершенной конкуренции. Власть над ценой, а она всегда относительна и никогда не бывает абсолютной, является очень тонким инструментом в руках монополии или несовершенной конкуренции. Если эта власть одновременно сопровождается уменьшением издержек производства продукции вследствие экономии на масштабах производства, развитием НТП, насыщением рынка массовым выпуском стандартизированной продукции по доступным ценам, то, очевидно, несовершенная конкуренция несет обществу определенный выигрыш. Объективный процесс экономического развития общества приводит к рынку несовершенной конкуренции.

Можно сравнивать власть над ценой со стремлением человека установить власть над природой. Например, если мы не удовлетворены бедной почвой, засушливым климатом и т.д., то проведя мелиоративные мероприятия, сопровождаемые внесением минеральных удобрений и т.д., обратим себе во благо нашу власть над природой, но если перейти известную грань, то, скорее всего, наша власть над природой обернется разрушением окружающей среды.

Так и с монополизацией: если преступить некую степень контроля над ценой, то это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества и ведет к стагнации.

При всех неоспоримых достоинствах несовершенной конкуренции у нее имеются существенные недостатки: стихийное развитие рыночных проц. может сопровождаться монополизацией мех. или иных сфер хозяйственной жизни. Совершенная конкуренция будучи представленной самой себе превращается в конкуренцию несов-ю, а это означает, что под удар ставится экономическая демократия, являющаяся основой политической демократии. Поэтому еще в конце XIX века в промышленных развитых странах запада и прежде всего в США, была осознана необходимость поставить определенный заслон отрицательным силам монополизации. Монополия означает определенную степень власти над ценой, а эта власть может базироваться на различных предпосылках: 1. захват значительной доли отраслевого производства, 2. тайные и явные соглашения о разделе рынка и у-ия цен, 3. создание искусственных дефицитов.

Антимонопольное законодательство призвано не допустить развертывания разрушительной деловой практики для ф-ти эк-ки. Наиболее разраб-м принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее и наиболее давнюю историю. Оно базируется на 3-х основных законодательных актах:

1) Закон Шермана, 1890 г. Этим законном запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли и сговор о ценах.

2) Закон Клейтона, 1914 г. Запрещает ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктуется спец-ой тек-щей конкуренцией), опр-е виды влияний и др.

3) Закон Робинсона – Пэтмана, 1936 г. Имеет запрет на огранич-ю деловую практику в области торговли: это ножницы цен, ценовая дискриминация.

В 1950 г. к Закону Клейтона была принята поправка Селлера – Кефовера, уточняющая понятие незаконного слияния. Запрещались слияния путем скупки активов.

Актив – часть баланса предприятия, включающая все виды мат-х ценностей, денежные средства и долговые требования.

Если законом Клейтона был поставлен заслон горизонтальным слиянием крупных фирм, то поправка ограничивала вертикальные слияния.

Сложнейшая задача, которая стоит перед гос-ми органами области привед-я в жизнь антимоноп-го законодательства состоит в следующем: а каковы же экономические критерии, на основании которых устанавливается факт монополизации? Данная проблема/задача раскрывается через ряд пост-х вопросов: что считать низким или завышенным уровнем цен? Какой процент/доля всего отраслевого производства свидетельствует о монополизме? Какой уровень ограничения выпуска продукции считается искусственным дефицитом?

Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства могут руководствоваться 2-мя принципами:

1. жестко следуя букве закона;

2. принципом разумности.

Принцип разумности означает, что только нераз-е огранич-е торговли (соглашения, слияния, иск-й дефицит) подпадает под действие акта Шермана.

Все возник-е проблемы показ-т насколько сложным явл-ся практ-е воплощение в жизнь антимонопольного законодательства. Антимонопольная практика должна действ-но под-ть конкур-ю, а не огранич-ть его, представляя наиболее льготный режим одним группам произв-й за счет других.

Издержки производства и прибыль


Сейчас читают про: