Антимонопольная политика государства : зарубежный опыт и ее особенности в РБ

Антимонопольное законодательство представляет собой законодательство в сфере регулирования деятельности монополий.

Антимонопольное регулирование — это политика, направленная на ослабление рыночной власти, ее ограничение или предотвращение приобретения ее экономическими субъектами.  

Во всех странах существует антимонопольное законодательство, которое направлено на ограничение негативных последствий монополизации рынка. Впервые законодательство было принято в 1883 году в штате Алабама, а первый национальный закон был принят в США в 1890 году (закон Шермана). Он запрещал любые формы монополизации рынка. В 1914 году был принят закон Клейтона, который дополнял предыдущий закон. Под запрет попали некоторые действия фирм, направленные на ограничение конкуренции.

В настоящее время антимонопольное законодательство представлено двумя направлениями:

1) Против фирмы как структурной единицы. Он означает контроль государственных органов над слияниями и поглощениями фирм, которые могут привести к монополизации рынка.

2) Против отдельных действий фирмы, которые нарушают условия справедливой конкуренции. Антимонопольное законодательство запрещает и признает недействительными вступление в объединения, заключение и осуществление в любой форме соглашений между конкурирующими хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:

- раздел рынка по территориальному признаку, по объему продаж или закупок, по ассортименту или по кругу потребителей;

- исключение или ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов или покупателей;

- необоснованное повышение, снижение цен на аукционах и торгах;

- использование операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, иностранной валютой для сохранения или усиления доминирующего положения на рынке.

Незаконными признаются действия по ограничению конкуренции в форме недобросовестной конкуренции, к которой относят:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить ущерб или убытки другому хозяйствующему субъекту;

б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, качества и потребительских свойств товара;

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в ходе рекламной компании производимых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта;

д) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Запрещается деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, если она может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо ущемление законных интересов других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством:

- создания препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам;

- преднамеренного сокращения производства, изъятия товаров из обращения с целью создания дефицита на рынке, необоснованного завышения цен;

- навязывание контрагенту условий договора продажи товара, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;

- установление цены или надбавок к цене для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

За данные и другие нарушения предусматривается административная и уголовная ответственность.

Во всех странах соблюдение антимонопольного законодательства возлагается на органы суда. Подать иск могут государственные органы, конкуренты или обычные граждане.

Суд разбирает обстоятельства дела и выносит решение о степени ущерба. В настоящее время при рассмотрении дел используется принцип разумности, который предполагает, что взвешиваются отрицательные и положительные моменты монополии, и если суд приходит к выводу о том, что плюсов больше минусов, иск отвергается.

Во всех странах, кроме антимонопольного законодательства, используются другие средства борьбы с монополией:

1) поддержание конкурентной среды за счет создания благоприятных условий для создания новых фирм;

2) регулирование уровня цен на продукцию монополистов, которое осуществляется путем установления потолка цен или регулированием уровня прибыли в цене;

3) налоговое регулирование;

4) создание компенсирующих сил. Данное понятие ввел Д. Гэлбрейт, имея в ввиду ситуацию, когда монополия своими действиями создает на другом конце рынка столь же сильную монопсонию. В результате компенсирующего воздействия одинаковых по силе структур, рынок, на котором они ранее взаимодействовали, практически исчезает и все решения об объемах производства и потребления благ принимаются на основе договоренности компенсирующих структур.

В основе государственного регулирования деятельности монополий заложен принцип разумности, на который опирается суд, рассматривающий дело о монополизации рынка.

Органы, проводящие антимонопольное регулирование, могут руководствоваться следующими критериями монополизации рынков

Рыночная доля фирмы антиконкурентное поведение фирмы характер товара фирмы обычный или уникальный наличие у фирмы сверхвысоких прибылей

В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если,

во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии);

во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления, на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможности доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок), будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: