Правовое регулирование государственного контроля соблюдения антимонопольных правил о торгах

Правовые средства пресечения и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в части требований к торгам

Законом о конкуренции установлены различные правовые средства противодействия нарушениям антимонопольных требований к торгам и обязанности проведения торгов.

К таким средствам относится, в частности, право на подачу иска о признании недействительными судом торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок. Аналогичный иск согласно Закону о конкуренции можно подать в связи с нарушениями антимонопольных требований к запросу котировок.

Такие иски могут быть поданы как антимонопольным органом, так и всеми заинтересованными лицами. В зависимости о субъекта подачи иска наблюдаются определенные различия в основаниях подачи, целях, правовом регулировании такого иска. Так, частное лицо может подать иск после обнаружения им нарушения своих прав и законных интересов в целях их защиты, т.е. для защиты своего частного интереса. В свою очередь антимонопольный орган вправе подать иск только после проведения специального расследования, в результате которого будет выявлено нарушение антимонопольного законодательства в виде нарушения антимонопольных требований к торгам или запросу котировок. В отличие от иска частного лица, иск антимонопольного органа подается в целях обеспечения публичного интереса защиты конкуренции. В случае обнаружения антимонопольным органом оснований для подачи иска такое право на иск одновременно является и обязанностью антимонопольного органа, его прерогативой, полномочием. Таким образом, иск о признании торгов, запроса котировок, а также заключенных по их результатам сделок недействительными следует охарактеризовать как публичный, хотя он и подается и рассматривается судами в рамках гражданского судопроизводства.

Иск о признании судом торгов или заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными предусмотрен также в связи с нарушением предусмотренного ст. 17.1 Закона о конкуренции требования обязательного проведения торгов. Такой иск также подается антимонопольным органом, а также может подаваться всеми заинтересованными лицами.

Согласно ст. 37 Закона о конкуренции, заинтересованными лицами могут быть поданы и иные виды исков: лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Право на иск, как средство защиты частных и публичных интересов предусмотрено также отраслевым законодательством. Так, согласно ст. 58. Закона о животном мире, все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными. Аналогичным образом, законодательство о недрах, указывает, что сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с нарушением Закона о недрах, являются недействительными (ст.17). С данной нормой Закона о недрах соотносится положение постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. № 3314-1 «О порядке введения в действие положения о порядке лицензирования пользования недрами», которое имеет статус федерального закона. Пункт 17 названного постановления определяет условия признания лицензий недействительными. Подп. 17.1 п.17, предусматривает, что сделки, связанные с предоставлением лицензий, являются недействительными при условии, в частности, нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации или соответствующих антимонопольных требований Закона о недрах, а также, в частности, таких действий, как грубое нарушение правил конкурса или аукциона, предоставления претенденту незаконных преимуществ перед другими претендентами, установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в предоставлении лицензии, и претендентом на приобретение лицензии с целью либерализации ее условий и снижения размера платежей, связанных с пользованием недрами.

Указанные правила о недействительности сделок ввиду нарушения антимонопольных правил, предполагают, в частности, возможность исковой защиты нарушенных данными сделками прав и законных, в том числе частных и публичных, интересов.

Если государственная защита нарушенных в сфере торгов частных интересов с использованием процессуальных механизмов антимонопольного законодательства ограничена возможностью подачи, рассмотрения и удовлетворения гражданского иска, то более расширенный спектр правовых средств установлен законодательством в интересах защиты интересов публичных.

По общему правилу согласно ст. 37 Закона о защите конкуренции за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Однако, непосредственно публичная ответственность за нарушения антимонопольных требований к торгам и обязанности проводить торги законодательством не предусмотрена. Вместе с тем, косвенным образом, в определенных Законом о конкуренции и КоАП РФ случаях, нарушения указанных антимонопольных требований и обязанностей может приводить к применению к нарушителю административной ответственности.

Так, в случае неисполнения предписания, выданного Комиссией антимонопольного органа по факту выявления нарушения требований ст.17, 18, 17.1, соответствующее лицо подлежит административной ответственности по ст.19.8 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за такое неисполнение.

Также на практике возможна квалификация нарушений антимонопольных требований к торгам и обязанности проводить торги не только по ст.17,17.1. или 18, но также по ст. 15, если нарушителем данных требований и обязанностей является лицо, наделенное властными полномочиями и антимонопольный орган установит в действиях нарушителя ограничение конкуренции. В этом случае соответствующее должностное лицо нарушителя подлежит административной ответственности по ст.14.9 КоАП РФ - Действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности.

Поводом к возбуждению дела по статье 14.9 согласно специальному правилу, предусмотренному ст. 28.1. КоАП РФ является принятие решения Комиссией антимонопольного органа о нарушении антимонопольного законодательства соответственно по ст. 17 и 15, 18 и 15 или 17.1. и 15 Закона о защите конкуренции.

Антимонопольное и отраслевое законодательство устанавливает также иные механизмы властного воздействия на нарушителей антимонопольных правил о торгах. Так, за нарушение требований конкуренции при проведении торгов в сфере недропользования, а также в иных других сферах, где по итогам торгов выдается лицензия на обладание определенным экономическим правом, следует учитывать также, в частности, и положение п. 7 ч. 2 ст. 23 Закона о защите конкуренции, который наделяет антимонопольный орган полномочиями вносить в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий.

Помимо указанных правовых последствий нарушения антимонопольных правил о торгах, запросе котировок, и обязанности проводить торги, антимонопольным законодательством предусмотрены полномочия по итогам проведения антимонопольного расследования выдавать нарушителю обязательные для исполнения предписания.

Выдача обязательных для исполнения предписания, равно как и применение антимонопольным органом иных мер властного воздействия к нарушителям возможны только по итогам установления антимонопольным органом факта нарушения правил о торгах, как разновидности нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с установленной антимонопольным законодательством административно-деликтной процедурой. При этом виды и основания и порядок выдачи предписаний, равно как и применение иных мер властного воздействия, зависят от как от вида нарушения, так и от процедуры расследования, в рамках которой антимонопольный орган устанавливал нарушение правил о торгах, запросе котировок. Закон о конкуренции предусматривает различные правовые процедуры для рассмотрения дел о нарушениях правил о торгах – в соответствии с главой 9 и ст.18.1. Закона о защите конкуренции.

Процедуры антимонопольных расследований по делам о нарушениях антимонопольных правил о торгах

Дела о нарушениях правил о торгах, запросе котировок рассматриваются антимонопольным органом в зависимости о конкретного дела или по правилам главы 9 или ст.18.1. Закона о конкуренции. Указанные правила имеют определенные различия.

Согласно ч.1 ст. 18.1. по правилам данной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, по правилам ст.18.1 должны рассматриваться только дела по жалобам о нарушении правил проведения торгов и заключения договоров по результатам торгов. Предметом рассмотрения при этом будет являться нарушение как антимонопольных требований к торгам, установленных в Законе о конкуренции, так и антимонопольных правил предусмотренных отраслевым законодательством, к проведению торгов и/или подзаконными актами, принятыми во исполнение такого законодательства.

При этом по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции не рассматриваются жалобы в отношении торгов, проводимых согласно законодательству о государственном и муниципальном заказе (закупках). Для рассмотрения таких жалоб применяются процедуры закупочного законодательства.

Согласно ч.1 ст.18.1. и иным положениям Закона о конкуренции порядок рассмотрения дел, предусмотренный ст.18.1. не применяется к нарушению антимонопольных требований к запросу котировок, предусмотренных ст. 17, а также делам о нарушении обязанности проводить торги, предусмотренной ст.17.1 и ст.18 Закона о конкуренции. В связи с этим для рассмотрения таких дел подлежит применению общий порядок, предусмотренный главой 9 Закона о конкуренции. В соответствии с главой 9 рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Нарушения требований ст. 17, ст.17.1 и ст.18 Закона о конкуренции являются нарушениями антимонопольного законодательства. Правила ст. 18.1. являются специальными по-отношению к правилам, предусмотренным главой 9. Следовательно, если дела о нарушениях антимонопольного законодательства не подпадают под правила рассмотрения по ст.18.1. для их рассмотрения должна применяться общая процедура, т.е. процедура рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, предусмотренная главой 9. также следует добавить, что нарушения требований ст.17.1, 18 нередко антимонопольный орган квалифицирует также по ст.15 Закона о конкуренции, как ограничивающее конкуренцию поведение властных субъектов. Так, антимонопольный орган установил в действиях Всеволожской администрации нарушение ст.15 Федерального Закона «О защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) и выдал предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Суды трех инстанций и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа подтвердили правомерность действий антимонопольного органа[429].

Также арбитражным судом г. Москвы была подтверждена законность решения антимонопольного органа о нарушении Департаментом имущества города Москвы антимонопольного законодательства в части передачи обществу прав на аренду недвижимого имущества без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом. При этом суд, в частности, указал, что «переход права аренды на имущество, находящееся в собственности города Москвы и не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, произошел без проведения конкурса или аукциона, то есть в нарушение законодательно установленного порядка», сославшись при этом на положения ст. ст. 15 и 17.1 Закона о защите конкуренции. Суды апелляционной и кассационной инстанций подтвердили законность суда первой инстанции.

Процедура, предусмотренная главой 9 называется процедурой рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Процедура по ст.18.1. является процедурой рассмотрения дел по жалобам на нарушения правил о торгах. В соответствии с правилами главы 9 Комиссия антимонопольного органа может выдать в связи с нарушениями правил о торгах, совершенных властными субъектами, в частности, следующие предписания:

- об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;

в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

- о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и др.

В случае нарушения правил о торгах невластными (хозяйствующими субъектами) могут выдаваться, в частности, предписания:

- о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;

- об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;

- о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;

- о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства и др.

В рамках процедурных правил ст.18.1 антимонопольный орган в свою очередь может выдавать следующие предписания организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи – они перечислены в ст.23 Закона о конкуренции:

- о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе:

- предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов,

- о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов,

- об аннулировании торгов.

Согласно процедурным правилам ст.18.1 для рассмотрения дел по жалобам на нарушения правил о торгах также создается Комиссия антимонопольного органа, которую, однако, следует отличать от Комиссии, создаваемой согласно главе 9. При этом порядок создания и начала работы Комиссии в ст.18.1 не определяется, в отличие от Комиссии по главе 9, создание и процедурные правила работы которой подробно регламентированы Законом. Следует отметить, что ст.18.1 имеет много пробелов[430], однако, правила главы 9 не применяются к отношениям, урегулированным ст.18.1[431] и поэтому не могут применяться для восполнения данных пробелов. В этих условиях значительное пространство для нормотворчества в данной области отдано по подзаконное регулирование.

Однако, подзаконное регулирование на настоящий момент также содержит исчерпывающей регламентации процедур рассмотрения дел по жалобам на нарушения правил о торгах, в связи с чем, как указывает И.В. Башлаков-Николаев «многие действия антимонопольный орган и Комиссия осуществляют в соответствии с принципами права, административного процесса, аналогией права и закона», что конечно нельзя назвать удовлетворительным состоянием административно-правового регулирования властной контрольно-надзорной деятельности. Во многих случаях судить о процедурах рассмотрения дел по жалобам по ст.18.1 можно только, отталкиваясь от писем антимонопольного органа, статус и нормативное значение которых носит неопределенный характер. Так, согласно Письму ФАС России от 27.12.2011 N ИА/48801, «рассмотрение указанных жалоб осуществляется комиссией антимонопольного органа. В связи с этим территориальным управлениям ФАС России надлежит сформировать комиссии по рассмотрению жалоб, поданных в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции». Из этого можно сделать вывод, что по своему статусу Комиссии антимонопольного органа по ст.18.1 более сходны с Комиссиями антимонопольного органа по закупочному законодательству, чем с Комиссиями по главе 9, поскольку, если Комиссия по главе 9 создается ad hoc – для рассмотрения конкретного дела, то Комиссии по ст.18.1 и по закупочному законодательству создаются на постоянной основе на неопределенный срок для рассмотрения определенной категории дел.

В контексте проблемы правовой регламентации процедуры рассмотрения дел по жалобам о нарушениях правил о торгах особо необходимо сказать о таком подзаконном нормативном правовом акте ФАС России, как Приказ ФАС России от 18.01.2013 N 17/13 "Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг"[432] (далее – Порядок рассмотрения дел по жалобам в сфере закупок). Данный приказ принят антимонопольным органом во исполнение требований ч.3 ст.10 Закона о закупках отдельными видами юридических лиц, а не во исполнение требований Закона о конкуренции, который таких требований не устанавливает[433]. Следует сказать, что редакция ст.18.1 не предусмотрела принятие каких-либо подзаконных актов, детализирующих процедуру рассмотрения жалоб по ст.18.1. Таким образом, восполнение пробелов на подзаконном уровне может до внесения соответствующих изменений в ст.18.1 быть наиболее удобно реализовано посредством принятия административного регламента антимонопольного органа об исполнении государственной функции рассмотрения дел по жалобам, поданным в соответствии со ст.18.1.

Итак, Порядок рассмотрения дел по жалобам в сфере закупок не является подзаконным актом, принятым во исполнение ст.18.1 Закона о конкуренции, он определяет процедуру рассмотрения жалоб по Закону о закупках. Однако, на основе системного толкования норм п.1 и п.2 данного порядка необходимо сделать вывод, что данный Порядок регламентирует только рассмотрение тех жалоб, которые не связаны с нарушениями Закона о закупках в части проведения торгов или запроса котировок. В последнем случае, согласно п.2 и п.1 Порядка должен применяться не данный порядок, а правила ст.18.1 Закона о конкуренции.

Указанные положения Порядка, принятого ФАС России, как представляется, вступают в противоречие с принципами иерархичности и системности правового регулирования, законности административной деятельности по следующим соображениям. Во-первых, антимонопольный орган вопреки правовому регулированию установленному в законодательстве распространил полномочия, предоставленные ему одним законом – Законом о конкуренции на иную сферу регулирования. Фактически антимонопольный орган сам наделил себя полномочиями выдавать предписания в соответствии с антимонопольным законодательством в целях контроля соблюдения требований закупочного законодательства.

Во-вторых, антимонопольный орган подзаконным актом необоснованно расширил предмет контроля по ст.18.1 в части рассмотрения дел о нарушений процедур запроса котировок, допущенных в сфере закупочного законодательства. Напомним, что согласно ст.18.1 Закона о конкуренции, порядок рассмотрения жалоб по этой статье применяется только к торгам. К процедурам запроса котировок данный порядок не применяется. Должен применяться порядок, предусмотренный главой 9 Закона о конкуренции.

В связи с этим необходимо признать указанные выше положения Порядка не соответствующими антимонопольному законодательству, а осуществление антимонопольным органом контрольной деятельности на основе данных положений действиями с превышением предоставленных законодательством полномочий.

Итак, в зависимости от вида нарушения правил о торгах подлежит применению или процедура главы 9 или ст.18.1 Закона о конкуренции. Порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательство в соответствии с главой 9 был рассмотрен в предыдущих разделах учебника. В связи с этим ниже более подробно мы остановимся только на правилах ст.18.1.

Закон о конкуренции определяет круг субъектов, которые вправе подать жалобу согласно ст.18.1. Это могут сделать либо:

а) лица, подавшие заявки на участие в торгах,

б) в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (далее - заявитель).

Подача жалобы в антимонопольный орган не является процедурой обязательного досудебного рассмотрения дела. Закон о конкуренции предоставляет право обращения за защитой нарушенных прав, как в антимонопольный орган так и в суд, при этом предусматривая возможность по сути подачи параллельно как подачи жалобы в антимонопольный орган, так и заявления в суд, определяя, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган не является препятствием для обжалования этих действий (бездействия) в судебном порядке.

При этом, важно отметить, что одним из оснований возврата антимонопольным органом жалобы заявителю является наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Одним из стимулирующих механизмов для подачи жалобы в антимонопольный орган является установленное Законом о конкуренции правила автоматического приостановления процедур торгов в случае принятия жалобы к рассмотрению до рассмотрения жалобы по существу.

Сроки подачи заявления в суд с обжалованием действий организатора или оператора определяются общими правилами исковой давности, в то время как для обжалования в антимонопольный орган Закон о защите конкуренции предусматривает специальные, ограниченные сроки - не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением особых случаев, предусмотренных Законом о конкуренции. К таким исключениям относятся случаи, когда:

- заключение договора не осуществлено по результатам торгов,

- торги признаны несостоявшимися.

В этих двух случаях обжалование в антимонопольный орган возможно в в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

Закон о конкуренции перечисляет основания возвращение жалобы заявителю. В их числе, в частности:

- наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии;

- антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии и др.

Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

Рассмотрение жалобы по существу, также как и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, осуществляется Комиссией антимонопольного органа.

Комиссия антимонопольного органа не связана предметом и требованиями, указанными в жалобе. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

По результатам рассмотрения жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа принимает одно из следующих решений:

- о признании жалобы обоснованной;

- о признании жалобы необоснованной.

При этом в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) Комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Согласно п. 3.1 ч. 1 статьи 23 Закона о конкуренции, Комиссия антимонопольного органа вправе выдавать следующие виды предписаний организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи:

- о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или продажи имущества, в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания:

- об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов,

- о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов,

- об аннулировании торгов.

Комиссия прекращает рассмотрение жалобы в следующих случаях:

- жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

- наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

Решение или предписание Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Данная норма, устанавливающая специальный трехмесячный срок давности обжалования решения и предписания антимонопольного органа, аналогична правилу, предусмотренному в процедуре рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу жалобы, однако в случае такого отзыва заявитель не вправе подать повторно жалобу на те же действия (бездействие), которые обжаловались.

В ст. 18.1. устанавливаются особенности порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи государственного или муниципального имущества, проводимой в электронной форме, при проведении продажи государственного или муниципального имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". К особенностям относится, например, правило, согласно которому в случае, если жалоба на действия (бездействие) продавца государственного или муниципального имущества и (или) организатора продажи рассматривается до даты окончания подачи заявок на участие в торгах (заявок на участие в продаже при проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения или продажи без объявления цены), Комиссия антимонопольного органа не вправе принять решение о выдаче предписания.

Контрольные вопросы

1. Назовите три вида проконкурентных механизмов заключения отдельных видов сделок, связанные с торгами.

2. Раскройте правовые средства пресечения и предупреждения нарушений антимонопольного законодательства в части требований к торгам.

3. В каких нормативно-правовых актах устанавливается обязанность совершать сделки только на торгах.

4. Назовите механизмы обеспечения конкуренции при проведении торгов.

5. Раскройте основное содержание специальных антимонопольных требований к торгам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: