double arrow

Тема 2. Основы экономического анализа

Экономические отношения делятся на социально-экономические и организационно-экономические.

Социально-экономическими называются отношения экономических агентов по поводу собственности на ресурсы и продукты, а также ее реализации в многообразных правах. К этим отношениям можно отнести, например, куплю-продажу, найм на работу, аренду имущества и т. п. Организационно-экономические отношения — это отношения между производителями, обусловленные характером организации производства, технологическими особенностями того или иного производства. К ним можно от­нести отношения между начальником и подчиненным, кооперационные связи внутри производства.

Совокупность обоих видов отношений вместе с ресурсной базой произ­водства в ее определенных качественных характеристиках (уровень приме­няемых технологий, организация производства, качество рабочей силы и т.п.), образуютэкономическую систему общества.

Рынок– совокупность экономических отношений и связей по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Главные экономические субъекты: государство, фирмы, домохозяйства.

Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики.

Фирмы функционируют с целью получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок товаров и услуг.

Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества.

Можно назвать следующие функции рынка:

1. Определение рыночного равновесия – согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддерживание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре.

2. Информативность. Информация воплощена в ценах. Рынок соизмеряет

затраты и результаты, выявляет потребности в различных товарах, уровень технологии.

Основные элементы рыночного механизма – это спрос, предложение, цена.

Спрос – намерение потребителей, обеспеченное платежеспособными средствами, приобрести товар.

Цена– денежное выражение стоимости товара. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос.

Предложение -это совокупность товаров, которые производитель способен доставить и продать в единицу времени при данных условиях производства.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения.


Сейчас читают про: