double arrow

Тема 2. Основы экономического анализа

Экономические отношения делятся на социально-экономические и организационно-экономические.

Социально-экономическими называются отношения экономических агентов по поводу собственности на ресурсы и продукты, а также ее реализации в многообразных правах. К этим отношениям можно отнести, например, куплю-продажу, найм на работу, аренду имущества и т. п. Организационно-экономические отношения — это отношения между производителями, обусловленные характером организации производства, технологическими особенностями того или иного производства. К ним можно от­нести отношения между начальником и подчиненным, кооперационные связи внутри производства.

Совокупность обоих видов отношений вместе с ресурсной базой произ­водства в ее определенных качественных характеристиках (уровень приме­няемых технологий, организация производства, качество рабочей силы и т.п.), образуют экономическую систему общества.

Рынок – совокупность экономических отношений и связей по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Главные экономические субъекты: государство, фирмы, домохозяйства.

Государство как субъект рыночного хозяйства действует через систему государственных учреждений и бюджетных организаций, которые выполняют функции государственного регулирования экономики.

Фирмы функционируют с целью получения дохода (прибыли) и являются основными поставщиками на рынок товаров и услуг.

Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества.

Можно назвать следующие функции рынка:

1. Определение рыночного равновесия – согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддерживание сбалансированности спроса и предложения по объему и структуре.

2. Информативность. Информация воплощена в ценах. Рынок соизмеряет

затраты и результаты, выявляет потребности в различных товарах, уровень технологии.

Основные элементы рыночного механизма – это спрос, предложение, цена.

Спрос – намерение потребителей, обеспеченное платежеспособными средствами, приобрести товар.

Цена – денежное выражение стоимости товара. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос.

Предложение - это совокупность товаров, которые производитель способен доставить и продать в единицу времени при данных условиях производства.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: