Структура законодательного органа

Формирование СФ РФ.

Закон, принятый в 2000 году, произвел одну из очередных реформ. Акцентировать внимание нужно на самом механизме назначения: один член избирается законодательным органом, а другой назначается исполнительным органом (причем его кандидатура контролируется законодательным органом). Т.е. исполнительный орган менее самостоятелен в выдвижении своей кандидатуры, законодательный орган может ему возразить.

Она складывается из 2 элементов: структура организационная и структура политическая. На общем уровне преобладает организационное структурирование. Например, разделение общего законодательного органа на палаты – это его структурирование организационное. Политическое же структурирование существует на уровне отдельных палат путем формирования фракций и групп.

Палатная структура: в нашей литературе не обсуждается вопрос существования на законодательном уровне 2 органов, которые образуют вместе законодательный орган власти. Наша структура чем-то напоминает германскую. В Германии обсуждают, можно ли считать Бундестаг и Бундесрат частями одного органа, или же это самостоятельные системы. У нас перечислены отдельно полномочия ГД и СФ, и не названы никакие общие полномочия. Значит, объединять их можно только путем некого объединения функций, общих принципов участия в законодательном процессе. Но при этом с формальной точки зрения, вопрос о том, насколько это части одного органа, вызывает большие сомнения.

Можно еще отличать «двухэтажные» парламенты, это не то же самое, что и 2 палаты. В СССР существовал Президиум ВС – орган, обеспечивающий реализацию полномочий ВС, но одновременно и имел собственные полномочия, собственный конституционный статус. Это примерно похоже на структурные части парламента. Парламент представляет собой огромный по составу и малоэффективный орган, но при этом он выполняет роль сита и механизма формирования непосредственно работающего более малочисленного органа, действующего непосредственно от имени всего парламента. Положение «2 этажа» в некоем смысле промежуточное, т.к. функции приближают по статусу к коллективному главе государства.

Но если говорить именно о 2 палатной структуре, то во многих государствах именно она и сформировалась. По сути, в этой системе разделение функций становится неизбежным следствием. Верхние палаты обычно формируются непрямыми выборами, даже может быть наследование.

Верхние палаты не просто создаются по иному принципу, а для того, чтобы по-иному играть роль внутреннего противовеса внутри самого парламента. Бикамеральная структура предполагает некий баланс полномочий, некое разделение властей внутри самого парламента. Нижняя палата обычно – это орган широкого представительства политических партий, а потому ее решения принимаются, исходя из политических мотивов (то же самое в РФ). Верхняя же палата предполагается в качестве некоего более консервативного учреждения. Не только защита интересов некоторой политической группы, но и более консервативное начало, создающее элемент стабильности в принятии решений, предполагающее контроль за популистскими решениями нижней палаты – вот та функция, которая обычно возлагалась на верхнюю палату. Позже верхняя палата стала представлять еще и интересы субъектов государства, в противовес нижней палате, где преобладает структурирование партийное, а не региональное.

В РФ в СФ принимаются те решения, которые требуют взвешенности, не должны испытывать политических мотивов принятия, в частности, это кадровые решения.

Решения же ГД носят чисто политический характер. Назначение Председателя ЦБ? Это также механизм государственной политики.

Организационная структура палат.

Нужно найти золотую середину между многовековой практикой и реальной действительностью, отраженной в Регламентах каждой из палат. Регламент меняется, в среднем, 3 раза в месяц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: