Контроль выполнения планов продаж продукции состоит в проверке:
1) правильности планирования реализации продукции, правильности распределения заданий по отчетным периодам;
2) соответствия между текущими и перспективными планами;
3) фактов нарушений планов, а также порядка и сроков изменения уже утвержденных планов; а также того, вносились ли в этих случаях изменения в соответствующие плановые показатели;
4) выполнения планов важнейших, приоритетных видов реализуемой продукции;
5) проверки причин отклонений факта от плана;
6) выполнения планов в целом и в разрезе производственных единиц;
7) соответствия отчетных данных о проданной продукции данным учета, первичным документам, нет ли фактов включения в эти данные продукции, не реализованной в данном отчетном периоде, нет ли фактов искажений и приписок в отчетности;
8) выполнения заданий и обязательств по сбыту продукции соответствующего количества, качества в сроки, установленные договором;
9) документов оперативного учета выполнения планов сбыта; 10)соблюдение порядка поощрения руководящих инженерно-технических работников и служащих с учетом выполнения планов по сбыту продукции;
11)потерь в виде штрафных санкций, пеней, неустоек, связанных с невыполнением планов сбыта продукции или нарушением сроков, количества, качества, ассортимента продукции в соответствии с договорной документацией; 12)правильности применения цен на продукцию; 13)качества реализуемой продукции;
14)выполнения плана сбыта по удельному весу продукции высокого качества в общем объеме продаж; 15)причин сбыта продукции низкого качества; 16)причин сбоев и неритмичной работы в сфере сбыта продукции;
17)ежедневных рапортов об отгрузках, установление причин отклонений от плановых заданий, выявление виновных лиц, оценка принятых мер по устранению нарушений и контроль рапортов по неустраненным отклонениям; 18)внутренних нормативных актов, регламентирующих деятельность отдела сбыта — это положение по отделу сбыта, инструкции, должностные обязанности специалистов отдела сбыта и другие локальные документы, позволяющие отследить функциональные связи и организацию сбытовой деятельности субъекта проверки;
19)целесообразности принятых решений в сфере ценообразования, сбытовых стратегий; 20)товародвижения.
Процедуры оперативного контроля над ходом выполнения планов сбыта (планов продаж, отгрузок) в организации рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1) начальник экономического бюро отдела сбыта осуществляет первичный контроль над ходом выполнения планов сбыта на основе ежедневных рапортов об отгрузках, по расчетам за продукцию, подготавливает и ежедневно передает заместителю начальника отдела сбыта по управлению сбытом отчеты о выполнении планов продаж за день и с начала отчетного периода, а также ежедневные отчеты о выполнении оперативно-календарных планов отгрузок;
2) договорно-правовое бюро, получив оперативную информацию о расчетах по заключенным договорам из финансового отдела или из бухгалтерии, информирует о факте продажи экономическое бюро;
3) заместитель начальника отдела сбыта по управлению сбытом анализирует полученные отчеты; устанавливает причины отклонений; выявляет виновников; принимает меры в пределах своей компетенции и ежедневно по установленному порядку передает сведения о ходе выполнения планов сбыта начальнику отдела сбыта. Получив данные о ходе выполнения планов сбыта, начальник
отдела сбыта анализирует выявленные заместителем причины отклонений, оценивает принятые в пределах компетенции последнего меры и устраняет недочеты в пределах своей компетенции.