double arrow

Ревизия как инструмент контроля


Понятие, цель и задачи ревизии

ЛЕКЦИЯ № 6. Сущность и понятие ревизии

Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных кон­трольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом перио­де хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель ревизии— осуществление контроля над соблюдением за­конодательства РФ при осуществлении организациями хозяйст­венных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудо­вых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормати­вами и сметами. Основной задачей ревизииявляется проверка фи­нансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредитель­ным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назна­чению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материаль­ных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государ­ственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ве­дения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и цен­ными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными ак­тивами;

10)полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебю­джетными фондами;


11)операции, связанные с инвестициями;

12)расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими

лицами;

13)обоснованность произведенных затрат, связанных с теку­щей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия расходования и поступления средств федерального бю­джета, использование внебюджетных средств, доходов от имуще­ства осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном по­рядке в соответствии с действующим законодательством. Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ре­визионного органа. Составлению программы ревизии и ее прове­дению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые за­конодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, харак­теризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знако­мит ее участников с содержанием программы ревизии и распре­деляет вопросы и участки работы между его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организа­ции следует предъявить удостоверение на право проведения ре­визии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходи­мость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, анали­тических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

Руководитель ревизуемой организации обязан создать надле­жащие условия для проведения ревизии, предоставить помещение, оргтехнику, услуги связи, обеспечить машинописными работами. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.


Ревизия— это полное обследование финансово-хозяйствен­ной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частич­ные, тематические и комплексные. При этом они могут быть пла­новыми и внеплановыми. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные ревизии, когда контроли­руются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру материала, на основе которого производятся ре­визии, они подразделяются на документальные (проверка под­линности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические (проверка наличия денежных средств и материаль­ных ценностей). Самые распространенные и прогрессивные — комплексные ревизии, включающие все участки и стороны дея­тельности ревизуемого предприятия.

Ревизии проводятся органами управления в отношении под­ведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Минфина РФ, Центральным банком РФ, аудиторскими службами).

Финансово-хозяйственный контроль в основном звене фир­мы и предприятия осуществляют путем проведения ревизий, те­матических, выборочных, сплошных и контрольных проверок при помощи определенных приемов. Совокупность организа­ционных, методических и технических приемов, используемых при ревизии посредством процедур, образует контрольно-реви­зионный процесс. Динамический процесс, связанный с участием средств, предметов труда, состоит из организационной, техноло­гической и завершающей стадий, применительно к контрольно-ревизионным подразделениям, имеющимся в структуре органов управления предприятия, ведомств, министерств, администра­ций субъектов, городов.

Организационная стадия включает в себя выбор объекта реви­зии и организационно-методическую подготовку ревизии. Выбор объекта зависит от определения первоочередности объектов ре­визии. Ими могут быть предприятия, которые должны подвер­гаться комплексной ревизии в соответствии с планом их проведе­ния (по прошествии межревизионного периода), или отдельные


показатели их деятельности, неотложная контрольная проверка которых вызвана невыполнением договора, государственного за­каза, нерентабельной работой, необеспечением сохранности цен­ностей и др.

Руководителем ревизионной бригады назначается работник контрольно-ревизионной службы, имеющий специальное обра­зование и практический опыт ревизионной работы. Организа­ционно-методическая подготовка ревизии начинается с изучения состояния экономики объекта ревизии.

Порядок проведения ревизии.

На проведение ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначивше­го ревизию. Также руководителем контрольно-ревизионного органа определяются сроки проведения ревизии, состав реви­зионной группы и ее руководитель с учетом вытекающих из контрольных задач ревизии. Сроки не должны превышать 45 ка­лендарных дней. При необходимости возможно продление сро­ка ревизии по согласованию с руководителем контрольно-реви­зионного органа. Контрольные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов.

Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодатель­ные и другие нормативные акты, отчетные и статистические дан­ные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансо­во-хозяйственную деятельность.


Сейчас читают про: