Определение рейтинга поставщика
Критерии выбора поставщика | Удельный вес поставщика | Оценка критерия поставщиком | Оценка критерия потребителем |
Цена | 0,30 | 2,40 | |
Качество | 0,25 | 1,50 | |
Надежность поставки | 0,20 | 1,40 | |
Условия платежа | 0,15 | 0,75 | |
Финансовое состояние | 0,10 | 0,40 | |
Итого: | 1,00 | 6,45 |
Рейтинги рассчитываются для разных поставщиков, сравниваются и выбирается оптимальный поставщик, имеющий максимальный рейтинг.
Важным фактором является лояльность поставщика, обеспечивающая добрые отношения между поставщиком и покупателем (организацией). Специалисты по логистике утверждают, что «ни одна компания не может выйти на мировой уровень, если она регулярно не оценивает уровень удовлетворения своих ключевых поставщиков и пытается постоянно улучшать отношения с ними».
Процесс закупок материальных ресурсов реализуется в соответствии с политикой
коммуникации с поставщиком, которая включает следующие мероприятия:
- организация письменных переговоров с поставщиком или в режиме электронного обмена данными;
|
|
- заключение договора поставки;
- документальное оформление заказов и поставок;
- оплата поставок покупателем и взыскание с поставщика штрафов и пени за неисполнение обязательств;
- анализ показателей, отражающих степень готовности к поставкам и степень исполнения поставщиком условий договора, таких как: наличие в партии дефектных товаров, наличие поставок с опозданием или преждевременных поставок;
- отправка рекламаций в отношении количества и качества поставляемых материальных ресурсов;
- возврат и замена некондиционной продукции;
- подача судебных исков по возмещению убытков в случае срыва графика поставки МР.
Письменные переговоры организации с поставщиком оформляются коммерческим запросом, в котором указывается наименование МР, требуемое количество и качество, сроки поставки и платежа, цена не обсуждается. Цель запроса - получить от поставщика твердую оферту - предложение на поставку, в которой будет оговорена цена МР и базисные условия поставки. Если предложения поставщика устраивают покупателя, то они заключают письменный договор, в котором указывается предмет договора, количество и качество товара, сумма договора, условия поставки и приемки МР, форс-мажорные обстоятельства (действия непреодолимой силы), а также устанавливается ответственность сторон при нарушении принятых по договору обязательств. В договоре обязательными являются юридические адреса и реквизиты и подписи сторон. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.
|
|
При заключении договора поставки стороны согласовывают базисные условия поставки. Это - совокупность терминов, определяющих обязанности продавца и покупателя товара по фрахтованию судов, страхованию груза, организации и оплате перевозки, выполнению таможенных формальностей. Они были разработаны Международной торговой палатой и известны под названием "Инкотермс". В последней версии "Инкотермс-2000" базисные условия поставки размещены по четырем группам (табл. 8). Задача логистического менеджера выбрать и согласовать наиболее выгодные базисные условия поставки.
Таблица 8