Рис. 10. Кривая распределения Лоренца
Анализ графика показывает что:
1. В группу А входят материалы, количество видов которых невелико (15-20%), но на них приходится 65-80% общей стоимости закупаемых материалов. Это наиболее дорогие и значимые материалы с продолжительным циклом заказа, уровень запасов которых постоянно контролируют, поскольку их недостаток приводит к негативным финансовым последствиям. Закупки материалов данной группы требуют больших инвестиций, осуществляются регулярно и в оптимальном объеме.
2. В группу В включаются материалы, количество видов которых составляет от 15 до 50% от общего числа закупаемых материалов, а доля в общей стоимости - около 20%. Запасы этих материалов подвергаются обычному ежемесячному контролю, поскольку они имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного снабжения производства. Закупки материалов данной группы осуществляются с фиксированным интервалом времени между заказами, как правило один раз в месяц в объеме, необходимом для выполнения производственной программы за этот период.
|
|
3. В группе С находятся материалы, количество видов которых велико (до 50%), а доля в общей стоимости - небольшая (2-5%). Это - дешевые, второстепенные материалы, объем закупок которых весьма значительный (исходя из полугодовой потребности), поэтому контроль уровня их запасов проводится один раз в полугодие.
Результаты расчета потребности в закупаемых материалах и АВС-анализа являются основой для разработки бюджета и программы закупок.
Для осуществления эффективной закупочной деятельности необходимо разработать общую стратегию закупок. Она представляет собой совокупность стратегических параметров, сформулированных в виде следующих вопросов:
- ЧТО:
- стандартные или особые товары для потребностей конкретного заказа;
- продукцию, имеющую сертификат качества, или нет.
2. СКОЛЬКО:
- в большом или малом количестве;
- доставка запаса со склада поставщика или консигнационного склада покупателя.
3. КОГДА:
- предварительная закупка товаров;
- сегодня или позже.
4. КТО:
- централизованно или децентрализовано;
- команда по управлению проектами или отдел снабжения.
5. ЦЕНА:
- стандартная; пониженная; рыночная; с учетом расходов;
- арендовать/производить/покупать оборудование.
6. ГДЕ:
- местный или региональный поставщик;
- национальный или иностранный;
- крупный или мелкий;
- единственный или многочисленные источники снабжения.
7. КАК:
- переговоры или тендер;
- системные или долгосрочные контракты, совместная покупка;
- агрессивно или пассивно;
- способы обмена информацией между покупателем и продавцом.
|
|
Результаты ответов дают возможность выбрать конкретную стратегию из ряда следующих стандартных закупочных стратегий:
а) стратегия поиска материальных ресурсов и других ценностей в зависимости от количества поставщиков: один поставщик, единственный поставщик – монополист по отношению к закупаемому продукту, два поставщика, множество поставщиков;
б) закупочные стратегии, учитывающие объект закупки: закупка отдельных элементов либо закупка комплектов;
в) закупочные стратегии в зависимости от географической зоны охвата: локальные, внутригосударственные и глобальные закупки;
г) стратегии, учитывающие размещение поставщика: внешние поставщики либо внутренние поставщики;
д) закупочные стратегии, учитывающие субъект закупки: индивидуальные или коллективные закупки;
е) стратегии поиска ценностей, учитывающие характер связей между продавцом и покупателем: тесное сотрудничество или стратегическое партнерство контрагентов;
ж) маркетинговые закупочные стратегии, использующие следующие инструменты маркетинга закупок: поиск продукта; каналы поставки; контакты с поставщиками; до – и послезакупочные услуги; цены;
з) стратегии закупок с использованием Интернета: электронные закупки или использование Интернета для выполнения конкретных функций предприятия.
и) стратегии, учитывающие время поставки: поставки на склад, ведущие к появлению запасов, либо – в соответствии с принципами pull («вытягивание») и Just-in-Time (точно – в – срок) – непосредственно на конкретное рабочее место:
- JIT (Just In Time) - закупка МР к моменту их непосредственного использования, требующая надежных поставщиков, которые обеспечивают фирму материальными ресурсами высокого качества в указанный срок. При реализации данной стратегии поставки с избытком или недостатком практически исключаются, поскольку рассчитывается оптимальный объем заказа. Поставщики должны использовать стандартную тару и упаковку, обеспечивающие сохранность МР;
- стратегия форвардной сделки - приобретение МР вперед с отсрочкой поставки, в результате которой фирма страхует себя от возможного повышения цен на материальные ресурсы в будущем;
- стратегия осреднения цены - закупки осуществляются с фиксированными в году интервалами (например, раз в квартал) по цене средней за интервал. Это наиболее распространенная стратегия закупок в России.
В соответствии с избранной стратегией определяют метод закупок. Сравнительный анализ методов закупок представлен в табл. 6.
Таблица 6
Наименование | Сущность | Преимущества | Недостатки |
Закупка по долгосрочному контракту | Частные поставки МР по мере необходимости в производстве | Ускорение оборота капитала, снижение запасов до нулевого уровня | Жесткие требования к качеству МР, срокам и объемам поставки |
Оптовые закупки | Поставка МР большой партией за один раз | Торговые скидки, гарантия поставки всей партии, упрощение документооборота | Большая потребность в складских помещениях, рост запасов и затрат, замедление оборота капитала |
Регулярные закупки | Поставка МР мелкими партиями в течение заданного периода | Ускорение оборота капитала, экономия площади склада | Рост затрат и вероятность заказа избыточного количества МР |
Оперативные закупки по котировочным ведомостям | Поставка недорогих, часто используемых МР заданного объема | Ускорение оборота капитала, своевременность доставки, снижени затрат на хранение | Постоянный контроль уровня запасов МР |
Закупка с немедленной сдачей | Поставка редко используемых МР различными поставщиками | Своевременность и точность поставки, снижение затрат на хранение | Рост затрат, связанных с детальным оформлением документов при заказе |
Одним из главных критериев выбора оптимального метода закупок является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Для его реализации теория логистики предлагает логистическому менеджеру использовать базовую модель АНМ, которую разработали американские ученые Arrow, Harris, Marshak в 1915 году. Она предназначена для определения оптимального объема поставки материалов и количества поставок в году. Данная модель базируется на принципе минимизации общих годовых затрат, которые складываются их постоянных (на закупку) и переменных (на обслуживание складских запасов МР). Функция общих затрат записывается в виде следующего уравнения:
|
|
ТС (Q) = М / Q К + 0,5 Q Р (r + l) / 100,
где: Р - цена единицы материала, ден. ед.; n - кол-во поставок в году, партий;
М - годовая потребность в материале, физ.ед.;
К - постоянные расходы на приобретение партии материалов, ден.ед.;
Q - объем партии поставки материалов - это постоянное кол-во материалов, которое нужно закупать через равные промежутки времени, физ.ед.;
l - норма расхода на хранение материала, %; r - альтернативная стоимость хранения материалов на складе, равная ставке банковского процента по депозиту, %.
В результате дифференцирования данной функции получают оптимальный объем поставки (или заказа) материалов:
Тогда количество поставок в году составит: n = M / Qопт.
При этом важнейшим фактором, наряду с затратами на приобретение и доставку ресурсов, является фактор времени. Поэтому сегодня во всем мире наблюдается возрастающий интерес к стратегии закупок в режиме JIT (Just-In-Time – «точно в срок»). Она основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов (МР) и готовой продукции (ГП) в необходимых количествах к тому времени, когда в них возникает потребность у партнеров в сферах производства и распределения. Таким образом, данную стратегию закупок целесообразно применять в условиях известного спроса, основанного на заказах потребителей. JIT-технология характеризуется следующими принципами:
1) минимальными (по возможности, нулевыми) запасами МР и ГП;
|
|
2) небольшими объемами производства и поставок;
3) прочными связями с надежными поставщиками и перевозчиками;
4) эффективной информационной поддержкой;
5) высоким уровнем качества готовой продукции и логистического сервиса.
Закупки в режиме JIT требуют более частого размещения заказов у надежных поставщиков и, соответственно, более частых поставок продукции. Поэтому одним из условий реализации JIT является требование фирмы-производителя хранить определенный запас материалов на складах поставщика, находящихся поблизости от предприятия. Это приведет не только к снижению затрат закупочной деятельности, но и общих логистических издержек работы всей логистической системы. Английский специалист М. Кристофер утверждает, что «большая часть возможностей для сокращения затрат и/или повышения ценности связаны с взаимодействием партнеров по цепи поставок». Если организации, например, поставщик и заказчик длительно и успешно сотрудничают, появляется возможность образования стратегического союза или партнерства. Основными условиями партнерства являются следующие:
- тесное взаимодействие партнеров на всех уровнях логистики;
- долгосрочные обязательства и прогнозирование результатов совместной работы;
- взаимное доверие, общие задачи, цели и культура бизнеса;
- гибкость и готовность совместно решать возникающие проблемы;
- совместная разработка продуктов и процессов;
- гарантированная надежность и высокое качество товаров и услуг;
- эффективный обмен информацией, опытом и используемыми информационно-компьютерными системами;
- соглашение по затратам и прибыли в целях обоснованного ценообразования;
- расширение совместной деятельности для выхода на новые рынки;
- справедливое распределение рисков, прибыли и инвестиций.
В США партнерские отношения с поставщиками имеют такие крупные корпорации, как IBM, Ford, Motorola и другие.