double arrow

Проблемы организации и управления транспортным процессом

Рис. 11. Субъекты транспортной системы

*специализированное транспортное агентство, организующее доставки крупногабаритных промышленных и других грузов к потребителю.

**представитель фирмы-перевозчика (оператор), осуществляющий транспортировку мелкопартионных и тарно-штучных грузов, а также контейнеров и поддонов.

*** страховые, охранные, информационные компании, банки, грузовые терминалы, предприятия по затариванию и упаковке, а также транспортные агенты и провайдеры транспортных услуг, которые не имеют собственного парка транспортных средств, а только организуют перевозку грузов для нескольких компаний путем консолидации отправок и заключения договоров с перевозчиком.

Главная цель транспортной логистики - достижение согласованных действий участников транспортного процесса с целью доставки нужного груза в определенное место точно в срок указанному потребителю с минимальными затратами. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи на макро- и микро- уровнях транспортной логистики:

1. Создание транспортных систем, транспортных коридоров, обеспечивающих значительный объем грузоперевозок между отдельными регионами, и транспортных цепей, под которыми понимаются этапы перевозок грузов на определенные расстояния в течении заданного периода времени.

2. Интеграция транспортного, складского и производственного процессов: отправка и экспедирование грузов, грузопереработка и упаковка, организация погрузочно-разгрузочных работ, складирование, комплектация и хранение груза, контроль количества и состояния груза, охрана, страхование и таможенное оформление грузов.

3. Оптимизация маршрута перевозки, то есть выбор наиболее выгодного варианта доставки грузов и согласование транспортных тарифов.

4. Минимизация транспортных расходов посредством оптимальной загрузки подвижного состава и организация поставок без складов.

5. Обеспечение круглосуточной доставки грузов различными партиями в различные районы, а также мониторинг и контроль продвижения грузов.

6. Взаимодействие с другими транспортными организациями для осуществления комбинированных перевозок "от двери к двери" без простоев и опозданий подвижного состава.

7. Экспедирование, или сопровождение груза «от терминала к терминалу».

8. Претензионная работа – сбор, обработка и анализ претензий в отношении утраты или порчи груза во время перевозки.

9. Аудит счетов за перевозку – проверка правильности транспортных тарифов и стоимости перевозки.

10. Информационное обеспечение участников транспортного процесса и выполнение расчетов с потребителями.

Эффективное управление транспортной логистической системой является одним из важнейших резервов экономии ресурсов на предприятии. Одним из инструментов управления является информационная система управления транспортом TMS (Transportation Management System).

Одной из важных проблем организации транспортного процесса является проблема типа МОВ («сделать или купить»), в том смысле что логистическому менеджеру требуется принять решение:

1) использовать собственный (арендованный, взятый в лизинг) парк подвижного состава и нести полную ответственность за доставку груза потребителю;

2) передать функции транспортировки специализированным контрактным перевозчикам;

3) передать доставку груза потребителям третьей стороне – посредникам, или провайдерам транспортных услуг в режиме транспортного аутсорсинга.

Содержание собственного транспорта дорого обходится предприятию, хотя есть и определенные выгоды. Требование современной логистики к тотальному сокращению общих логистических затрат практически не оставляет выбора производителю/потребителю. Это транспортный аутсорсинг, как наиболее эффективный и потому популярный вариант доставки груза в современной экономике.

Процедура принятия решений по транспортировке грузов включает следующие действия:

а) выбор оптимального вида транспорта; б) выбор оптимальной системы перевозки;

в) выбор оптимального первозчика.

Существуют следующие виды магистрального транспорта: автомобильный, воздушный, железнодорожный, водный (морской, речной) и трубопроводный.

В процессе анализа и принятия решения по выбору оптимального вида транспорта логистический менеджер фирмы учитывает следующие параметры:

- вид груза и его показатели (вес, линейные размеры, стоимость);

- доступность вида транспорта, а также необходимого грузового и подъемно-транспортного оборудования;

- расстояние до места назначения, состояние транспортной инфраструктуры и возможность замены транспорта;

- грузоподъемность и грузовместимость транспортных средств;

- срочность, стоимость и надежность доставки;

- ценность груза, условия его хранения и вид упаковки;

- независимость от метеорологических условий;

- риск для груза, невыполнение поставок, вероятность задержки поставок.

Специалисты выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. 9 дается оценка различных видов магистрального транспорта по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 9


Сейчас читают про: