Тема 5. Транспортная логистика
Существенным элементом логистики, от которого зависит надежное функционирование всей микрологистической системы, является транспортная система организации, состоящая из следующих компонентов:
1) транспортируемые грузы; 2) средства транспорта; 3) процесс транспортировки,
под которым понимают перемещение грузов в пространстве и времени с помощью различных транспортных средств. Транспортировка создает два типа потребительской полезности: полезность места и времени, поскольку именно она определяет, насколько быстро и стабильно ресурсы и товары перемещаются из одного места в другое. Транспортировка создает также и добавленную стоимость, так как транспортные расходы включаются в конечную цену товаров, неэффективная транспортировка приводит к неудовлетворению потребителей, росту транспортных затрат, цены товара, потере прибыли перевозчика и производителя. Поэтому основными задачами транспортной логистики являются повышение полезности места и времени, а также снижение транспортной составляющей в цене товара.
Различают внутрипроизводственную и внешнюю транспортировки. Внутрипроизводственная - означает транспортировку грузов между подразделениями предприятия, включая склады, с помощью транспортеров, рольгангов, электрокаров, вилочных подъемников и штабелеров с дистанционным управлением, предназначенным для подъема и опускания грузов. Внешняя транспортировка предполагает перемещение грузов с помощью магистрального транспорта, обслуживающего сферы закупок материальных ресурсов и распределения готовой продукции.
Объектом управления во внешней транспортной логистической системе является грузовой поток - это количество груза, перевозимого в определенном направлении за определенный промежуток времени. Элементами транспортной характеристики грузов являются:
- линейные размеры(м) - длина (l),ширина (b), высота (h), диаметр(d);
- масса (кг, тонны), для жидких грузов (л, декалитры);
- объем (м3); объем 1 места: V = l b h.
По существующей транспортной классификации все грузы, принимаемые к перевозке, делятся на три категории:
1. Генеральные - штучные грузы, состоящие из отдельных упакованных и неупакованных мест (контейнерные, пакетные, мешковые, ящичные);
2. Массовые - грузы, представляющие собой определенную структурную массу (наливные, навалочные, насыпные, лесные);
3. Особорежимные – это грузы с особыми физико-химическими свойствами, подлежащие хранению и перевозке с соблюдением специальных правил (опасные - взрывчатые вещества, скоропортящиеся - продукты питания, антисанитарные - мусор, живые - скот).
4. С технологической позиции грузы классифицируют по:
а) размерам - мало-, средне- и крупногабаритные (2,5 х 3,8 м);
б) массе одного грузового места - штучные (до 250 кг), повышенной массы (от 250 кг до 30 т) и тяжеловесные - более 30 тонн;
в) размеру отправки - мелкопартионные (массой до 5 т), партионные (5-30 т) и крупной партии - более 30 тонн.
Для различных видов транспорта и груза существует соответствующее транспортное оборудование, которое используется для перевозки и временного хранения грузов:
- крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны;
- фуры, трейлеры, контрейлеры (прицепной кузов автомобиля, приспособленный для перевозки вместе с грузом на железнодорожных платформах);
- малотоннажные контейнеры массой от 0,5 до 3 тонн;
- крупнотонажные контейнеры массой от 3 до 30 тонн;
- плоские, стоечные и ящичные поддоны (паллеты), предназначенные для перевозки строительных материалов и тарно-штучных грузов, упакованных в мешки, бочки, ящики, кипы и пакеты.
Контейнеры и поддоны имеют стандартные размеры, приспособленные для механизированного перемещения при выполнении погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ.
Основные субъекты транспортной логистической системы представлены на рис. 11.