double arrow

Логистические системы распределения

Тема 8. Логистика распределения

Логистическая распределительная система (ЛРС) обеспечивает эффективную организацию продвижения готовой продукции от производителя к конечным или промежуточным оптовым потребителям и розничным продавцам (ритейлерам). Она включает процессы складирования, транспортировки и реализации продукции на основе спроса потребителей. Главная цель функционирования распределительной системы - обеспечение потребителей товарами высокого качества с минимальными издержками и в кратчайший срок в соответствии со стандартом обслуживания потребителей. Он определяет сколько уже имеющихся потребителей сохранит (удержит) организация, а также сколько потенциальных потребителей станут фактическими за счет расширения спроса. Этот фактор влияет на рыночную долю компании, ее общие логистические издержки и прибыльность. Поэтому формирование оптимальной логистической системы распределения на производственном предприятии имеет огромное значение. При этом возникает проблема типа МОВ в плане того, что организация будет самостоятельно заниматься вопросами распределения готовой продукции, включая продажи через Интернет, или будет передавать функции ее распределения в режиме аутсорсинга другой компании «физического распределения», имеющей свои склады, транспорт, персонал и торговые центры. Решение данной проблемы зависит от избранной маркетинговой и логистической стратегии, политики управления запасами, активной или пассивной стратегии распределения и финансовой устойчивости организации.

Существуют следующие типы логистических распределительных систем:

1. ЛРС с прямыми связями, в которых материальный поток проходит от производителя продукции к ее потребителю, минуя логистических посредников (транспортные, торговые организации, склады);

2. Эшелонированные ЛРС, которые функционируют с помощью одного или нескольких логистических посредников;

3. Гибкие ЛРС сочетают в себе свойства предыдущих систем в зависимости от рыночной ситуации и вида продукции, подлежащей продаже.

На практике чаще используется гибкая ЛРС, в которой часть продукции распределяется напрямую конечному потребителю, а другая часть – через логистических посредников.

Циклы производства и потребления редко совпадают, поэтому организация должна осуществлять складирование готовой продукции в распределительных центрах (РЦ), как в месте производства, так и в месте потребления. Если организация принимает решение по формированию собственной распределительной сети на обслуживаемой территории, менеджеру необходимо определить оптимальное месторасположения распределительного центра (РЦ) в соответствии со следующей методикой:

- изучается коньюктура рынка и разрабатывается прогноз величины материального потока, проходящего через логистическую систему распределения;

- составляются схемы распределения материальных потоков в ЛРС;

- осуществляется выбор оптимального варианта размещения распределительного центра по критерию минимума приведенных годовых затрат.

Минимальные годовые затраты на создание РЦ определяются по формуле:

Срц = Сэк + Стр + К/Т,

где: Сэк - годовые эксплуатационные расходы; Стр - годовые транспортные затраты; К - полные дисконтированные капитальные вложения в строительство склада; Т - срок окупаемости данной системы.

В распределительных центрах осуществляется:

а) группировка товаров для получения более крупных единиц в целях снижения расходов на хранение, погрузо-разгрузочные работы и перевозку;

б) разукрупнение товара (разделение на части) так, чтобы полученная единица измерения товара была пригодна для потребления.

Такие единицы являются соглашением по обмену между партнерами в распределительной системе. Они называются "transaction units" - учетно-договорные единицы (УДЕ). Например, УДЕ продукции и тары характеризуют стандартные характеристики упаковки товаров (пакетов, коробок) и транспортного оборудования (паллетов и контейнеров), используемых для перевозки грузов на всех видах транспорта. УДЕ транспорта устанавливают соответствие между грузоподъемностью транспортных средств и транспортного оборудования.

Одной из задач логистического менеджера является нахождение баланса между имеющимися возможностями транспортных средств и возможностью их оптимального использования с точки зрения учетно-договорных единиц продукции. В любом виде транспорта каждая учетно-договорная единица продукции будет рассчитываться в отношении транспортной единицы либо через соотношение т/м3, либо м3/т. При этом необходимо обеспечить гармонизацию трех основных учетно-договорных единиц продукции, принятых при заключении сделок по распределению или продаже: единица груза - упаковка; единица груза - паллет (поддон); единица груза - контейнер. Кроме того, могут использоваться учетно-договорные единицы продукции, кратные этим трем единицам. Например, паллет половинной высоты, мини-паллеты, контейнеры типа "Roll"; мини-контейнеры, которые после их установки бок о бок снова будут образовывать контейнерную единицу груза. Фактически именно контейнер "выбирает", на каком участке логистической цепи он намерен использовать тот или иной вид транспорта. Таким образом, главной задачей для каждого из этих трех основных уровней является нахождение технологии, которая позволяет производить действия по группированию и разделению грузов наиболее экономичным образом.

Для повышения эффективности макрологистической системы распределения логистический менеджер должен следовать следующим правилам:

1. Логистическая цепь распределительной системы должна проникать возможно глубже к точкам конечного сбыта, использоваться возможно чаще и осуществлять транспортировку на возможно большее расстояние путем использования стандартных грузовых единиц продукции и транспортных единиц, обеспечивающих максимальную вместимость.

2. Необходимо использовать минимальное количество УДЕ продукции и тары, а также минимальное количество УДЕ транспорта, независимо от их вместимости, что способствует ускорению их оборота.

3. Если нельзя избежать создания стационарного (центрального) склада, он должен располагаться возможно ближе к конечным потребителям в плане транспортировки и возможно ближе к исходному производственному процессу, если это касается сортировки груза.

Резервы экономии затрат на распределение готовой продукции выявляются также в процессе формирования канала распределения.


Сейчас читают про: