double arrow

Тема 9. Логистика сервиса

Рис. 22. Управление уровнями потребления товара

Рис. 21. Кривая XYZ-нализа

Рис. 1.20. Система складирования

Для оптимизации работы данной системы логистический менеджер может использовать микрологистическую систему планирования распределения продукции (DRP II), свой опыт, а также следующие экономико-математические методы распределения и контроля уровня товарных запасов:

1. Модель EOQ - определение оптимального размера запаса

 
 

данного товара на ЦСК:

где: С – общие затраты на производство единицы товара; D - средний уровень спроса на данный товар; V – удельные затраты на хранение, сортировку, упаковку, содержание холодильников на ЦСК.

 
 

При этом необходимо следовать правилу распределения, согласно которому темп роста товарных запасов должен отставать от темпа роста спроса. В математическом виде данное правило записывается в виде:

  1. Модель определения необходимой величины товарных запасов на складских филиалах:
  2.  
     

    где Qi - объем продукции на ЦСК, физ.ед.; Di - суточная потребность складских филиалов; i - число филиалов; Ji - остаток продукции на складских филиалах, физ.ед.;

T - интервал снабжения потребителей через филиалы, дни:

.

4. Метод определения оптимальных страховых запасов на складских филиалах согласно «закона квадратного корня», который гласит: размер страхового запаса и затраты на его содержание возрастают пропорционально корню квадратному из числа складов:

Q1 /Q2 = √ n1 /√ n2

где: Q1 и Q2 - объем начального и конечного страхового запаса, соответственно; n1 и n2 – начальное и конечное число складов в распределительной системе, соответственно.

5. АВС-анализ применяют для контроля уровня товарных запасов в распределительной системе в зависимости от частоты потребительского спроса. Он позволяет оценить вклад отдельного товара или потребителя в общую прибыль организации. В группу А включают товары повышенного спроса, запас которых должен быть на всех складах распределительной системы и поддерживаться на уровне 90% от ассортиментного состава этой группы; он требует постоянного контроля, поскольку реализация данных товаров обеспечивает большую часть прибыли организации. В группе В находятся товары среднего спроса, запас которых поддерживается в филиалах центрального склада на уровне 60% и подвергается периодическому контролю (1-2 раза в квартал). В группу С включают товары редкого спроса, запас которых находится на центральном складе на уровне 50% от ассортиментного состава этой группы, контроль уровня запасов - периодический (2-3 раза в год), вклад в общую прибыль организации от реализации данных товаров - незначительный.

6. ХYZ-анализ предназначен для определения влияния вероятностного характера спроса на решения по объему закупок данных товаров и уровню их запасов на центральном складе распределительной системы. С помощью данного метода ассортимент, находящихся на складе товарных запасов, распределяется в зависимости от частоты их потребления и точности прогнозирования. Основным признаком, на основе которого осуществляется XYZ-анализ, является коэффициент вариации спроса на данный вид товара:

%,

где хi - прогнозируемое значение спроса по оцениваемой позиции;- среднее значение спроса по оцениваемой позиции за период; n - величина периода, за который произведена оценка (для года n= 1).

В зависимости от величины коэффициента вариации спроса осуществляется дифференциация товаров на группы. В группу Х входят товары, для которых значение V находится в интервале от 0 до 10%. Они характеризуются постоянной величиной потребления, спрос на которые равномерен, уровень запасов составляет 50-60% от общего количества товаров на складе и прибыль организации от их продажи - хорошо прогнозируемая.

В группу Y включают товары, у которых 10% < V < 25%. Спрос на товары данной группы подвержен сезонным колебаниям, уровень запасов - 30-40% от общего количества товаров на складе и прибыль – слабо прогнозируемая.

В группу Z входят товары, для которых значение V находится в интервале от 25% до бесконечности. Это товары, спрос на которые возникает эпизодически, уровень запасов составляет 10-20% от общего числа товаров на складе, объемы продаж и прибыль не поддаются прогнозу.

Результаты XYZ-анализа представляют в графическом виде (рис. 21). По оси Y показывают значения коэффициента вариации спроса в %, а по оси Х - долю каждого вида материала в общем количестве закупаемых материалов в %.

6. Матрица управления уровнями потребления товаров, с помощью которой проводится анализ объема спроса на товар (Y) и оценка вклада товара в прибыль фирмы (рис. 22).

Квадрант 1. Это товары массового спроса, которые обеспечивают низкий вклад в прибыль организации, поэтому стратегическое решение – стремление к сокращению логистических затрат.

Квадрант 2. Эти товары пользуются высоким спросом и являются более выгодными. Необходимо предложить наивысший уровень обслуживания для этих товаров за счет их размещения в максимально возможной близости к покупателю и обеспечения их высокой доступности.

Квадрант 3. Товары этой категории должны регулярно переоцениваться с целью их исключения из ассортимента. Они не обеспечивают прибыли и не являются ходовыми с позиции объема спроса.

Квадрант 4. Эти товары приносят высокую прибыль, но продаются в небольших количествах, то они являются кандидатами на использование в поставках «точно в срок». Другими словами, они должны находиться на центральном складе в количествах, достаточных для обеспечения работы распределительной системы и быстро направляться непосредственно потребителям.

Повышение эффективности работы распределительной системы достигается, благодаря использованию информационной системы DRP II (описана выше) и ECR (Efficient Customer Response ) – системы эффективного реагирования на запросы потребителей. Она объединяет возможности EDI (электронный обмен данными) и штрихового кодирования, обеспечивая непосредственную связь потребителя с поставщиками, оптовыми и розничными продавцами, а также непрерывное пополнение товарных запасов в распределительной сети. В результате внедрения ECR достигается экономия общих логистических издержек и повышение качества потребительского сервиса.


Сейчас читают про: