Рис. 19. Функции канала распределения
Канал распределения характеризуется следующими показателями:
а) уровень канала - обозначает конкретных логистических посредников, выбор которых зависит от их уровня знаний товара и рынка, степени охвата рыночного пространства, технических возможностей и репутации;
б) протяженность канала - определяется по числу уровней канала.
Различают горизонтальные каналы распределения нулевого, первого, второго и т.д. уровня, в которых соответственно: отсутствует, имеется один, два и т.д. логистических посредников. Вертикальный канал распределения представляет собой интеграцию производителя с оптовыми и розничными организациями, которые являются его дочерними или зависимыми компаниями. Количество посредников в горизонтальном канале зависит от методов распределения, числа торговых точек и от типа спроса на данный товар (массовый, средний, специальный).
При выборе канала распределения логистический менеджер должен учитывать и особенности конечных потребителей:
- местоположение и число потребителей;
- величину среднеразовой покупки и уровень доходов потребителей;
- стандарт обслуживания потребителей, то есть объем услуг, который хотели бы видеть потребители.
Оптимальный канал распределения обеспечивает минимальные сроки и затраты по доставке товаров потребителям. Центральное место среди логистических посредников занимают торговые посредники: дилеры, дистрибьюторы, торговые агенты и брокеры. Преимуществами использования данных посредников являются:
- помогают поддерживать контакт со множеством торговых точек;
- могут действовать в качестве агента по закупке для розничного торговца и как агент по сбыту для производителя;
- выполняют функции хранения и распределения ГП более эффективно;
- способствуют снижению затрат на доставку товара конечному потребителю, сокращению штата сотрудников отдела сбыта и затраты на организационную структуру управления.
Выбор оптимального торгового посредника основан на анализе следующих критериев:
1. Обоснованность ценовой политики торгового посредника.
2. Хорошее знание оптовиком товара поставщика.
3. Наличие у посредника складских площадей и его готовность хранить у себя товары поставщика.
4. Конкурентоспособность и прочность его финансового положения.
5. Качество сервиса, который характеризуется следующими принципами:
- осязаемость - это благоприятная физическая среда, в которой представлен сервис посредника (офис, оргтехника, вид персонала);
- ответственность - гарантии выполнения условий поставки;
- доступность - удобное для покупателя время оказания услуг;
- коммуникабельность - легкость установления контактов с потребителями и вежливое поведение поставщика сервиса;
- безопасность - отсутствие риска получения некондиционной продукции;
- лояльность к потребителю - доступные цены, система скидок и льгот.
Существуют следующие методы распределения:
1. Интенсивный - предполагает размещение запасов готовой продукции массового спроса среди большого числа торговых посредников.
2. Эксклюзивный - означает передачу специальных товаров узкого спроса ограниченному кругу посредников.
3. Селективный - предполагает распределение запасов готовой продукции среднего спроса среди среднего количества посредников.
Выбор оптимального метода распределения готовой продукции зависит от этапов жизненного цикла товара (табл. 16).
Таблица 16
| Этапы жизненного цикла товара | Логистические решения |
| Инсталляция | Неравномерное распределение; селективные логистические каналы; небольшое число торговых точек; накопление запасов ГП; формирование информационной системы |
| Рост | Создание новых каналов распределения и сервисной сети; анализ логистических издержек; совершенствование информационно-компьютерной поддержки |
| Зрелость | Интенсивное распределение; повышение емкости каналов распределения; установление интеграционных связей с различными торговыми посредниками; укрепление сервисной сети; контроль затрат |
| Упадок | Селективное распределение; свертывание распределительных каналов; перераспределение запасов ГП от розничных торговых точек к складам крупных оптовиков |
Логистика распределения тесно связана с маркетингом. Маркетинг выявляет, стимулирует и формирует спрос, а логистика его своевременно удовлетворяет посредством быстрой и точной поставки товаров потребителям.
В деятельности службы логистики и службы маркетинга на предприятии есть много общего. Допустим, отдел маркетинга обосновал необходимость выпуска новой продукции. Тогда задачей отдела логистики будет обеспечение производства материалами, их транспортировка, складирование и управление запасами. Покажем разделение функций между логистикой и маркетингом на примере продажи молока в объеме 1 л в пакетах. Оформление пакета - функция маркетинга. Прочностные и геометрические параметры пакета - задача логистики. Объем пакета - и логистика, и маркетинг. Нанесение штрихового кода - логистика. Таким образом, логистика дополняет и развивает маркетинг, связывая потребителя, поставщика, перевозчика и посредника в единую систему.Так возникло в отечественной теории понятие "маркетинговая логистика", которое впервые определил профессор Г.Л. Багиев. Маркетинговая логистика - это раздел логистики, включающий методы и способы оптимизации потоков всех видов, которые сопровождают маркетинговую деятельность, а также коммуникации субъектов маркетинговой системы в процессе их взаимодействия. Экономическая сущность маркетинговой логистики заключается в применении логистического подхода как средства целостной оптимизации маркетинговой системы с целью ее совершенствования. Такой подход способствует созданию маркетинговых логистических систем, которые можно разделить на три группы:
1. Логистическая система управления маркетингом, представляющая собой комплекс мер стратегического и тактического характера, направленный на эффективное рыночное поведение организации и достижение устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг данной организации. Структурные элементы данной системы реализуют такие функции, как маркетинговые исследования, ассортиментная и ценовая политика, сбыт, реклама и сервис.
2. Логистическая система управления службами маркетинга, прямо ориентированного на конкретный товар. Функциональными блоками этой системы являются такие функции управления маркетингом, как целеполагание, организация, планирование, регулирование, диагностический контроль и анализ продвижения данного товара.
3. Логистическая система международного маркетинга представляет собой интеграцию первых двух систем, дополненную методами решения таможенных и валютно-финансовых проблем, а также правилами регулирования внешнеэкономической деятельности.
Создание и развитие маркетинговых логистических систем должно способствовать повышению эффективности функционирования логистической системы в целом.