Советское право 1985-1991 гг.
Главной задачей советского права в годы «перестройки» было юридическое оформление горбачевских реформ. Конституционная реформа была оформлена поправками к Конституции СССР, принятыми в октябре 1988 г. на сессии Верховного Совета СССР, и законом «Об учреждении поста президента СССР» (март 1990 г.). Промышленная реформа базировалась на «Законе о государственном предприятии» (июнь 1987 года). Юридической базой сельскохозяйственной реформы стали Постановление ЦК КПСС «Об аграрной политике КПСС в современных условиях» (март 1989 г.), наметившее основные направления реформирования сельского хозяйства СССР, указ об «Аренде и арендных отношениях»
(май 1989 г.), разрешивший «срочное пользование» землей «от 5 до 50 лет и на более длительный срок», и «Закон СССР о земле» (февраль 1990 г.), предусматривавший право советских граждан на получение земельных участков в «пожизненно наследуемое пользование» (с запрещением продажи земли и сдачи ее в аренду). Легализация частного сектора экономики была оформлена «Законом об индивидуальной трудовой деятельности» (ноябрь 1986 г.) и «Законом о кооперации в СССР» (июнь 1988 г.).
Обострение политической борьбы и начало распада СССР сделали необходимым принятие ряда других законов – «О правовом режиме чрезвычайного положения», «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации», «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзных республик из СССР» (апрель 1990 г.), «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.), «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» (декабрь 1990 г.).
Таким образом, в годы «перестройки» были разрушены практически все основы советского тоталитаризма – однопартийная система, мощная репрессивная машина, унитарное многонациональное государство, цензура, советская избирательная система («выборы без выбора»), плановая экономика и др. В то же время некоторые элементы тоталитарной системы (отсутствие многопартийных выборов, господство номенклатуры и т.д.) сохранились.
Лекция 11
Государство и право Российской Федерации (1990-2007 гг.)
в 1990-1991 гг.
Сразу же после выборов народных депутатов РСФСР (март 1990 г.), в которых победили российские радикалы (активисты движения «Демократическая Россия», других демократических партий и т.п.), началась борьба старой союзной и новой российской элит. Ее причины:
1. Борьба высшего и среднего эшелона номенклатуры за союзную собственность (80% российских предприятий).
2. Личный конфликт М.Горбачева и Б.Ельцина.
3. Качественное отличие российской власти от союзной:
в структуре первой преобладали радикалы, второй – консерваторы.
Первое столкновение новой российской власти с союзным руководством произошло уже на I съезде народных депутатов РСФСР (июнь 1990 г.), когда была принята «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» (12 июня 1990 г.). Она провозгласила Россию суверенным государством, закрепила верховенство ее Конституции и законов над союзными, право российских властей на национальные богатства России и дипломатическое представительство в других союзных республиках и иностранных государствах.
Вторым шагом по пути оформления российского суверенитета стали выборы президента РСФСР (12 июня 1991г.), на которых победил председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин. Уже в первом туре он получил 57% голосов, а четыре коммунистических кандидата вместе – 30%, в том числе Н.Рыжков, занявший второе место, – 16%. Став президентом, Ельцин нанес удар по главной опоре союзной государственности, КПСС, подписав 20 июля 1991г. указ о департизации, по которому первичные организации КПСС и КП РСФСР, созданной в 1990 г., должны были прекратить свою деятельность на предприятиях, в учреждениях и в силовых структурах, находящихся на территории России.
Решающее значение в борьбе российского и союзного руководства имели августовские события 1991 г., в связи с чем некоторые современные историки называют российское государство 1991-
1993 гг. «Августовской республикой» (термин из доклада доктора исторических наук В.Н.Березовского «Феномен Августовской республики» на научной конференции в Институте российской истории РАН в декабре 1994 г.). В это время был ликвидирован ряд структур, скреплявших Союз (КПСС, союзные парламент, правительство, министерства и т.д.), союзная собственность на территории РСФСР передана российской властям, и началось формирование российской национальной гвардии.
11.2. Августовская республика (1991-1993 гг.)
Политическую жизнь Августовской республики определял конфликт исполнительной и законодательной власти (президента Б.Ельцина и его правительства, с одной стороны, народных депутатов РФ – с другой). Его причины:
1. Изменение задач, стоявших перед народными депутатами (пока у них с президентом был общий враг - КПСС и союзное руководство, они были союзниками, когда же этот враг был повержен, вчерашние союзники стали делить захваченную власть и превратились во врагов).
2. Конфликт глав исполнительной и законодательной власти (президента Б.Ельцина и председателя Верховного Совета РФ Р.Хасбулатова.).
3. Громоздкая структура российского парламента (народных депутатов было 1037, поэтому каждый их съезд автоматически превращался в митинг, с которым исполнительной власти было невозможно договориться).
4. Усиление коммунистической оппозиции (в 1991-1993 гг. в Москве в дни старых коммунистических праздников, 1 мая или
7 ноября, проходили многотысячные демонстрации левой оппозиции, часто сопровождавшиеся столкновениями с милицией, и эти митинговые страсти накаляли и без того напряженную атмосферу на заседаниях Верховного Совета РФ и съездах народных депутатов РФ).
5. Бюрократизация исполнительной власти (в результате «номенклатурного реванша» господствующие позиции в окружении Ельцина заняли его старые сослуживцы по Свердловскому обкому и Московскому горкому КПСС, не способные к компромиссу с радикалами из числа народных депутатов). Первое столкновение двух ветвей российской власти произошло на VI съезде народных депутатов РФ (апрель 1992 г.), который дал резко негативную оценку экономическим реформам Е.Гайдара и потребовал его отставки, но после вмешательства президента гайдаровское правительство было спасено и продолжило реформы. Однако уже на VII съезде народных депутатов (декабрь 1992 г.) парламентская оппозиция добилась отставки Гайдара (главой правительства стал В.Черномырдин, занимавший этот пост до марта 1998 г.) и попыталась организовать импичмент Ельцину (эта попытка провалилась, т.к. противники президента не смогли собрать необходимого для начала процедуры отставки главы государства количества голосов). В марте 1993 г. обострение отношений президента и парламента привело к первому кризису Августовской Республики. 20 марта Ельцин подписал указ об «Особом порядке управления страной» (ОПУС), по которому на 25 апреля назначался референдум о доверии президенту и народным депутатам. В случае победы на нем главы государства деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ приостанавливалась, и в России вводилось президентское правление. Фактически это была попытка государственного переворота, но она провалилась, т.к. Конституционный Суд РФ признал ОПУС противоречащим действовавшей в то время Конституции РСФСР 1978 г. с поправками начало 90-х годов, а IX съезд народных депутатов РФ 26 марта после провала новой попытки импичмента внес в вопросы референдума новый вопрос - о социально-экономической политике исполнительной власти. В референдуме 25 апреля 1993 г. участвовало 64% избирателей. 59% из них проголосовали за доверие президенту и против досрочных президентских выборов, его социально-экономическую политику одобрили 53% избирателей, за досрочные парламентские выборы проголосовали 74% из них. Однако идея досрочных выборов обеих ветвей власти была отклонена, т.к. для этого нужно было собрать более 50% голосов списочного состава избирателей, а ни одна из сторон такого числа голосов собрать не смогла (при этом число противников у президента оказалось гораздо меньше, чем у парламента: за досрочные парламентские выборы проголосовали 46 млн чел., за досрочные президентские выборы –34 млн). Такие результаты референдума обе ветви власти расценили, как свою победу и начали открытую борьбу на уничтожение противника. Президент созвал Конституционное совещание, подготовившее проект Конституции, которая передавала всю полноту власти главе государства, и заручился поддержкой силовых структур (в середине сентября зарплата офицерам МО и МВД была увеличена на 80%). Народные депутаты отклоняли все правительственные законопроекты и готовили ликвидацию института президентства (это должен был сделать X съезд народных депутатов, намеченный на октябрь 1993г.). Таким образом, вина за трагический исход осенних событий 1993 г. лежит на обеих ветвях власти. Они начались с президентского указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ» (21сентября 1993г.), по которому деятельность съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ прекращались, на декабрь 1993 г. назначались выборы в новый парламент, Государственную Думу, и референдум по новой Конституции, а до этого в России вводилось прямое президентское правление. Конституционный Суд РФ (заключением суда 21 сентября) и Верховный Совет РФ (постановлением 22 сентября) оценили этот указ как государственный переворот и основание для смещения Ельцина с поста президента. В ночь на 22 сентября президентом был назначен вице-президент А.Руцкой, и началась раздача оружия сторонникам советской власти. На X съезде народных депутатов РФ (23 сентября -
4 октября 1993 г.) было сформировано новое правительство. Таким образом, в России установилось двоевластие (было два президента, два правительства и две противостоящие друг другу военные силы – силы МО и МВД, подчиненные Ельцину и вооруженные отряды защитников Белого Дома) и возникла реальная угроза гражданской войны. В ночь на 24 сентября в Москве начались вооруженные столкновения (группа офицеров, сторонников Верховного Совета РФ, напала на штаб Вооруженных сил СНГ). В ответ 27-28 сентября Белый Дом был блокирован силами МВД, но 3октября сторонники советской власти прорвали блокаду и попытались захватить всю Москву (взяли московскую мэрию и штурмовали телецентр в Останкино). Поэтому в столицу были введены армейские дивизии (Таманская, Кантемировская и Тульская), и к вечеру 4 октября сопротивление защитников Белого Дома было подавлено, а его руководство (А.Руцкой, Р.Хасбулатов и др.) арестовано. В уличных боях 3-4 октября погибло 1,5 тыс. чел. Таким образом, Августовская республика пала, и в России был установлен новый политический режим - «четвертооктябрьский» (термин академика П.В.Волобуева).
11.3. «Четвертооктябрьский режим»
(1993-1999 гг.)
«Четвертооктябрьский режим», установленный в результате государственного переворота 21сентября – 4 октября 1993 г., был политическим выражением «латиноамериканского варианта» модернизации России. Его социальная опора - «Августовский блок» (союз новой номенклатуры и буржуазии), цель которого – закрепление результатов номенклатурной приватизации и первоначального накопления капитала. Социальная сущность этого режима наложила заметный отпечаток на его политическую систему, в которой соединялись демократические и авторитарные институты (современные российские ученые употребляют для обозначения этого гибрида термины «демократура», «конституционно-выборное самодержавие», «имперское президентство» и т.п.).
Юридически новый политический режим был оформлен Конституцией РФ, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г. Ее главная особенность - сосредоточение всех трех ветвей власти в руках президента. Он назначает и смещает (с согласия Государственной Думы) главу правительства, Генерального прокурора РФ (с согласия Совета Федерации), подбирает кандидатуры членов Конституционного Суда РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, имеет широкие законодательные права (законодательной инициативы, издания указов, отлагательного вето), руководит внешней политикой и т.д. Высший орган законодательной власти, двухпалатное Федеральное собрание (нижняя палата - Государственная Дума, верхняя - Совет Федерации) реальной власти не имеет, являясь «приводным ремнем» (выражение политолога Л.Шевцовой) исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти де юре является Правительство РФ, де-факто - Президент, т.к. правительство подотчетно и подконтрольно только ему, он назначает и смещает председателя правительства и всех его членов, напрямую руководит важнейшими министерства (обороны, иностранных и внутренних дел). Высшие органы судебной власти (Верховный Суд РФ) фактически также подчинены Президенту, т.к. он подбирает кандидатуры их судей (позже они утверждаются советом Федерации). Академик П.В.Волобуев оценил закрепленный Конституцией РФ 1993 г. государственный строй так:
«По форме нам дарована президентская республика, фактически мы получили полумонархию (некоронованного монарха), а точнее имперское президентство». Выброшен вон фундаментальный принцип разделения властей. Президент сосредоточил в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. В некоторых отношениях наш «демократический» Президент по неограниченности власти превзошел даже…императора Николая II». Ответом российского общества на создание ельцинской «полумонархии» стали результаты парламентских выборов 1993-1995 гг. В декабре 1993 г. на выборах в Государственную Думу партия власти (Выбор России») получила 16% голосов, ЛДПР - 25% КПРФ - 10%, прокоммунистическая Аграрная партия России (АПР) - 12%. В декабре 1995 г. партия власти («Наш дом - Россия») получила 10% голосов, КПРФ - 22%, ЛДПР - 11%, партия демократической оппозиции ЯБЛОКО - 7%. Таким образом, на этих парламентских выборах победила не партия власти (ВР и НДР), а коммунистическая оппозиция. Причины этого:
1. Социальные результаты экономической политики правительств Гайдара и Черномырдина (обнищавшее в результате их реформ население отомстило реформаторам, проголосовав за их противников).
2. Участие в выборах в первую очередь традиционного коммунистического электората (сельского населения, малоимущих, малообразованных и пожилых людей).
3. Глубокий кризис демократического лагеря.
Однако в 1996 г. Ельцин, мобилизовав все ресурсы, сумел временно преодолеть кризис своего режима и победить на президентских выборах (во втором их туре, в июле 1996 г., он получил 54% голосов, лидер КПРФ Г. Зюганов - 40%).
Причины этой победы:
1. За годы реформ серьезно изменилась социальная структура населения России и мотивация поведения российского электората.
2. Опасность коммунистического реванша заставила большинство россиян сплотиться вокруг Ельцина (по словам Е. Гайдара, «сработал инстинкт самосохранения»).
3. Президенту удалось сплотить на антикоммунистической платформе самые разнородные политические силы – от левых (блок «Женщины России», часть АПР и др.) до ультраправых («Память» Д.Васильева, Русское национальное единство и т.п.).
4. Ельцин имел значительный перевес над Зюгановым в организационных и финансовых возможностях (на президентскую пропагандистскую компанию было истрачено 130 трлн. руб., каждый процент прибавки рейтинга президента с 6% до 32% обошелся в
1 млрд. долл.).
5. Руководство КПРФ боялось брать власть в условиях тяжелого экономического кризиса.
Однако в конце 90-х годов кризис «четвертооктябрьского режима» вновь обострился, что доказали экономический кризис 1998 г. и вторжение чеченских боевиков в Дагестан в 1999 г. В этих условиях Ельцин 31 декабря 1999 г. отказался от власти, и исполняющим обязанности Президента стал глава российского правительства В.В. Путин, популярность которого быстро росла. Это доказали парламентские выборы в декабре 1999 г., на которых проправительственные блоки «Единство» и «Отечество - вся Россия» получили 36% голосов, демократическая оппозиция (ЯБЛОКО и Союз правых сил) - 15%, КПРФ - 24%, ЛДПР - 6%.