double arrow

Алгоритм расчета прогнозируемого объема поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему

Прогнозирование налога на прибыль организаций.

Существующая в настоящее время методика прогнозирования поступлений налога на прибыль в бюджетную систему может быть основана на трех подходах:

1. Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из прогнозирования налоговой базы посредством индексирования ее составляющих.

2. Прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов.

3. Прогнозирование налоговых поступлений в течение года, исходя из прогнозных значений валового регионального продукта и изменений налогового законодательства, а также фактических значений налоговых поступлений в текущем году.

Прогнозирование налоговых поступлений, исходя из прогнозирования налоговой базы посредством индексирования ее составляющих. Для расчета прогноза налоговых поступлений, учитывающего заранее известные изменения в налоговом законодательстве или порядке уплаты налогов, одним из лучших подходов является применение покомпонентного прогнозирования декларируемой налоговой базы и получение суммы налога посредством умножения на соответствующие ставки составляющих налоговой базы с последующей корректировкой на коэффициент собираемости.

Алгоритм расчета налога на прибыль организаций, поступающего в различные уровни бюджетной системы РФ, выглядит следующим образом:

Нпр = [(Пк — С) * S + НД] * Кс + (Р + Н + П)

где: Нпр — прогнозируемая сумма налога на прибыль организаций;

Пк — прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения;

С — суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством,

S — ставка налога, %;

НД — сумма налога на прибыль в отношении отдельных видов доходов;

Кс — расчетный уровень собираемости, %;

Р — поступления от реструктурируемой задолженности;

Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет;

П — перерасчеты.

Таблица 2

Показатели Обозначение согласно алгоритма расчета Сумма
Прибыль для расчета налога Пк
Суммы, на которые корректируется прибыль для исчисления налога (исключаемые доходы,льготы, сумма убытка прошлых лет, уменьшающая налоговую базу)   С  
Налоговая база для исчисления налога Пк - С
Ставка налога S 20%
  Сумма начисленного налога (стр.3 х стр.4) (Пк — С)*S
Уменьшение налога на прибыль в связи с применением льгот на федеральном уровне  
Уменьшение налога на прибыль в связи с уменьшением ставки налога согласно ст.284 НК РФ (в части бюджета субъекта РФ)  
Уменьшение налога на прибыль в связи с предоставлением дополнительных инвестиционных льгот (в части бюджета субъекта РФ)  
Налог на прибыль с доходов, полученных в виде дивидендов (доходов от долевого участия в других организациях и в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам)  
Сумма налога на прибыль, ранее не учитываемая при формировании налоговой базы  
Сумма налога на прибыль в отношении отдельных видов доходов (стр.9 + стр.10 — стр.6 — стр.7 — стр.8)   НД -20
Итого сумма налога на прибыль (стр.5 + стр.11) (Пк — С)*S + НД
Коэффициент собираемости Кс 70%
Сумма налога с учетом коэффициента собираемости [(Пк — С)*S + НД]* Кс
Дополнительные поступления (за счет годовых перерасчетов, за счет погашения недоимки прошлых лет и прочие поступления, включая контрольную работу)   (Р + Н + П)
Прогноз налога на прибыль с учетом дополнительных поступлений (стр.14 + стр.15) Нпр

Отдельно определяется сумма налога, полученного в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (стр.9 вышеприведенной таблицы). При прогнозировании данной суммы целесообразно применять следующий алгоритм:

Ндив = (СПДнр — СПДо + СПДнс) * S * Кс

где: Ндив — сумма налога на дивиденды, полученные в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

СПДнр — сумма процентных доходов, начисляемых по государственным ценным бумагам РФ;

СПДо — сумма необлагаемых процентных доходов;

СПДнс — сумма процентных доходов, начисляемых по муниципальным ценным бумагам;

S — ставка налога, %;

Кс — расчетный уровень собираемости, %.

Достоинством данного подхода является то, что он позволяет учесть как изменение налоговой базы в результате изменения налогообложения, так и изменение ставок налога, применяемых к различным компонентам базы. При этом разные компоненты базы могут различным образом зависеть от некоторого набора макроэкономических переменных, прогноз которых возможен, и учет этих различий приводит к дополнительному уточнению прогнозного значения. Недостатком такого подхода является то, что он редко позволяет принять во внимание поведенческие реакции налогоплательщиков на произошедшие изменения, поэтому при значительных изменениях в правилах налогообложения может возникать существенное отклонение от фактических значений.

Однако при наличии необходимых статистических данных применение прямого прогнозирования налоговой базы может привести к получению наиболее достоверных прогнозов, особенно при прогнозировании в региональном разрезе.

Прогнозирование налоговых поступлений на основании индексирования налоговых доходов предыдущих периодов. Данный подход к прогнозированию налоговых поступлений основан на экстраполяции на плановый период фактических данных о налоговых поступлениях в предыдущий период. В соответствии с этим подходом показатели налоговых доходв в абсолютном выражении за период, предшествующий прогнозному, индексируются на прогноз инфляции. Данный подход удовлетворителен, если темпы роста реального ВРП малы и имеются расхождения в их прогнозах.

Такой подход к прогнозированию представляется в значительной степени упрощенным по сравнению с первым вариантом. Прогнозирование поступлений налога на прибыль организаций в соответствии с данным подходом основано на следующих показателях:

- объем начислений налога в предыдущем периоде (либо средняя за несколько предыдущих периодов);

- прогноз индекса потребительских цен (инфляции);

- дополнительные поступления (от погашения недоимки прошлых лет и поступления от реструктурированной задолженности);

- прогнозируемое изменение коэффициента собираемости.

Основной особенностью данного подхода является то, что он легче реализуем по субъектам РФ. При условии, что прогнозирующий орган располагает данными о налоговых поступлениях, контролируемых различными управлениями ФНС России по субъектам РФ, за предыдущие периоды, задача прогнозирования сводится к индексации указанных сумм на прогнозное значение индекса потребительских цен (отраслевое или региональное, в зависимости от имеющихся данных). Погрешность данного подхода может быть не очень значительной, если не происходит масштабных изменений в законодательстве.

Прогнозирование налоговых поступлений в течение года, исходя из прогнозных значений валового регионального продукта и изменений налогового законодательства, а также фактических значений налоговых поступлений в текущем году.Данный подход основывается на следующих допущениях:

- сезонная динамика реальных налоговых поступлений предполагается неизменной;

- в отсутствие изменений в налоговом законодательстве реальные поступления налога меняются в сравнении с реальными поступлениями соответствующего периода прошлого года пропорционально изменению в реальном ВРП;

- изменения в величине налоговых поступлений в результате изменений в поведении налогоплательщиков возможно наблюдать только по истечении определенного времени, поэтому необходима ежемесячная корректировка прогноза.

Прогнозирование налоговых поступлений, основанное на таких допущениях, осуществляется поэтапно:

1. Расчет прогноза реальных налоговых поступлений:

а) выбирается базовый период, в ценах которого исчисляются реальные налоговые поступления;

б) определяется величина реальных налоговых поступлений каждого месяца предыдущего года и каждого из прошедших месяцев текущего года в ценах базового периода, для этого поступления каждого из рассматриваемых месяцев делятся на индекс цен, накопленный от базового периода до рассматриваемого месяца:

ki = (t1 + t2 + . . . + ti) : (l1 + l2 + . . . + li)

где: ki — коэффициент, характеризующий тенденцию изменения реальных налоговых поступлений в сравнении с предыдущим годом;

ti — реальные налоговые поступления i-того месяца текущего года;

li — реальные налоговые поступления i-того месяца предыдущего года.

г) рассчитывается средняя ставка налогообложения предыдущего года и выбирается прогнозная средняя ставка налогообложения текущего года. Для прогноза применяется коэффициент изменения средней ставки, равный отношению средней ставки текущего года к средней ставке предыдущего года;

д) на основании прогноза реального ВРП определяется коэффициент изменения реального ВРП, равный отношению прогнозируемого реального ВРП текущего года (года, для которого рассчитывается прогноз налоговых поступлений) к реальному ВРП предыдущего года;

е) для того, чтобы рассчитать налоговые поступления в некотором месяце с номером i при условии, что информация о поступлениях за месяц i-1 известна, на основании значения реальных поступлений в i-том месяце предыдущего года строятся прогноз, исходя из коэффициента изменения реального ВРП и коэффициента изменения средней ставки и отдельно — прогноз, исходя из тенденции изменения реальных налоговых поступлений в сравнении с предыдущим годом, а затем берется взвешенная сумма этих прогнозов, причем веса меняются в течение года: в начале года больший вес присваивается первому прогнозу и меньший — второму, а в конце года — наоборот.

В результате прогноз налоговых поступлений для i-того месяца будет равен:

Ni = (12 — i + 1) : 12 * v * h * li + (i -1) : 12 * ki * li

где: (12 - i + 1) : 12 — отношение числа еще не прошедших месяцев к 12;

(i -1) : 12 — отношение числа прошедших месяцев к 12;

v — коэффициент изменения реального ВРП;

h — коэффициент изменения средней ставки налогообложения;

ki — коэффициент, характеризующий тенденцию изменения реальных налоговых поступлений в сравнении с предыдущим годом;

li — реальные налоговые поступления i-того месяца предыдущего года.

2. Для получения пргноза номинальных налоговых поступлений прогноз реальных поступлений умножается на прогноз индекса цен, накопленный с базового периода.

Изменение задолженности по налогу при данном подходе прогнозируется отдельно. Для этого может быть использована аналогичная методика.


Сейчас читают про: