double arrow

Краткий курс лекций. «Электрические железные дороги»

ПСИХОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ

Чурило Н.В.

Н.Новгород 2011 год

Иванов И.И.

По дисциплине

Курсовая работа

«Электрические железные дороги»

Выполнил студент 3 курса

Шифр: 0860-п/ЭПС-2093

Проверил: Овчинников Н.И.

2010
тема 1. ПРОБЛЕМА АКТИВНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Вопросы:

1. Понятие активности.

2. Характеристики и структурные компоненты активности.

3. Факторы и механизмы активности личности.

4. Виды активности.

1. Понятие активности.

Проблема активности является одной из важнейших в человекознании, выступая составной частью практически всех исследований и естественных, и общественных наук. Практически всегда активность выступает как атрибут, универсальное свойство, присущее всему живому.

В философской литературе активность рассматривается в единстве созна­ния и деятельности, рассматривается как особое качество, характеризующее способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя, выступает как субъект активности.

В психологииактивность человека рассматривается на физио­логическом, психофизиологическом, психическом и со­циальном уровнях. Такой многоаспектный подход к изу­чению активности объясняется ее многосторонностью и сложностью, так как, по сути, любое психологическое образование индивида, любые физиоло­гические, психологические и социальные проявления че­ловека связаны с феноменом активности.

Проблема активности интенсивно изучается в различных психологических школах: функционализме, бихевиоризме, психоанализе (фрейдизме), гештальтизме, когнитивной, гуманистической психологии.

В российской психологии в рамках деятельностного подхода термин активность – особый вид деятельности или особая деятельность. Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет игровую, учебную и трудовую деятельность. Их же называют формами активности. Б.Г. Ананьев помимо игровой, учебной и трудовой деятельностей к множеству активно-деятельностных форм отношения человека к миру выделяет боевую, спортивную, познание, общение, управление людьми, самостоятельность. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, посредством активности человек решает вопрос о согласовании объективных и субъективных факторов свой жизни и деятельности. Мобилизуя свою активность, действую по собственному побуждению, используя спои способности, человек достигает цели. В.А. Петровский предлагает рассматривать активность как высшую форму развития деятельности.

Таким образом, наоснове анализа различных теоретических подходов, можно выделять ряд общих существенных признаков активности. К ним относятся представления об активности как:

- форме деятельности, свидетельствующей об сущностном единстве понятий активности и деятельности;

- деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

- личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой – с другой;

- деятельности, направленной на преобразование окружающего мира;

- качестве личности, проявляющемся во внутренне готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности, базирующейся на потребностях и интересах личности, характеризуемой стремление и желанием действовать, целеустремленностью, энергичностью и инициативной.


Сейчас читают про: