double arrow

Понятие ситуации

Виды поведения.

Виды поведения.

Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения — удовлетворения по­требностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т. е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих по­требностей. Субъектив­ным является любое поведение индивида, будь оно инициативным или шаблонным: при внеш­нем сходстве поведения многих людей в поведении каждого из них можно различить индивидуальные черты.

Одним из важных факторов эффективности пове­дения является его инициативность в противополож­ность шаблонности.

Черты инициативно­го поведения:

- разнообразие способов проведения, которыми располагает индивид;

- быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;

- учет ситуации и ее динамики, способность субъекта поведения «вписы­вать» действия в ситуацию и следовать ее логике, достигая своих целей;

- способность действовать на основании прогно­за, т. е. опережающее;

- гиб­кость, точность, своевременность объективации;

- способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;

- способность доводить начатое до конца;

- способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения;

Поведение может быть «рациональ­ным» или «нерациональным» независимо от того, что он сам по поводу своих действий думает. «Рациональность» поведения — это соответствие его возможностям индивида и обстоятельствам, в которых он оказался: одни и те же действия в одной ситуации могут оказываться «рациональными», в другой — нет.

Успешноеповеде­ние — это поведение, в результате которого индивид уверенно достигает поставленной перед собой цели. Успешность действий — это мера их соответствия поставленной перед собою цели, но цели бывают и нереалистич­ными, и не соответствующими возможностям инди­вида, и просто глупыми.

Тема 3. Личность и ситуация:

1. Понятие ситуации.

2. Единицы анализа и характеристики ситуации.

3. Параметры личностной детерминации действия.

4. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей.

5. Объяснение поведения с позиций теорий свойств и ситуационизма.

6. Взаимодействие личности и ситации.

7. Взаимодействие как взаимовлияние.

Сущность взглядов большинства авторов на ситуацию как психологическую категорию сводится к ее пониманию в качестве некоторой объективной совокупности элементов среды (событий, условий, обстоятельств и т. п.), оказывающей стимулирующее, обусловливающее корректирующее воздействие на субъекта, т. е. детерминирующей его активность и одновременно задающей пространственно-временные границы ее реализации.

Существует классификация групп факторов, которые входят в любую соци­альную ситуацию.

1. Группа факторов, принадлежащих индивидам, участвующим в социальной ситуации. Они включают:

а) характеристики индивидов: число участников, их возраст, пол, их образовательный, профессиональный, эко­номический статус и социальные достижения;

б) композицию всех участников социальной ситуации в терминах их подобия и различия по возрасту, полу, религиозного или классового сходства и т. д.;

в) отношения среди участвующих индивидов.

2. Группа факторов, относящихся к задаче, пробле­ме или деятельности.

3. Группа факторов, относящихся к окружающим условиям и обстоятельствам. Они включают место, материальную культуру, доступные предметы и орудия, наличие препятствий и помех, присутствие или отсутствие других людей, не вовле­ченных в существующую задачу или проблему, культуральные и ценностные ориентации окружения.

4. Факторы, связанные с индивидуальным отноше­нием каждого из участников ко всем вышеупомянутым трем наборам факторов. Они включают его навыки в отношении существующей задачи или проблемы, степень длительности его включенности в проблему, его установки по отношению к остальным участникам, его чувства легкости или дискомфорта в отношении ситуации и т. д.

Таким образом, ситуация – есть продукт и результат активного вза­имодействия личности и среды (в число объективных элемен­тов которой входит и сама телесная и психологическая сущ­ность субъекта).

Целостная ситуация описыва­ется ее специфической структурой. Структура ситуации включает в себя действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты.


Сейчас читают про: