Виды поведения.
Виды поведения.
Поведение должно быть эффективным в плане основного своего назначения — удовлетворения потребностей индивида. Кроме того, оно должно быть этичным, т. е. соответствовать требованиям морали и нравственности: не наносить ущерба другим индивидам и не затруднять удовлетворение ими своих потребностей. Субъективным является любое поведение индивида, будь оно инициативным или шаблонным: при внешнем сходстве поведения многих людей в поведении каждого из них можно различить индивидуальные черты.
Одним из важных факторов эффективности поведения является его инициативность в противоположность шаблонности.
Черты инициативного поведения:
- разнообразие способов проведения, которыми располагает индивид;
- быстрота, гибкость, своевременность переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;
- учет ситуации и ее динамики, способность субъекта поведения «вписывать» действия в ситуацию и следовать ее логике, достигая своих целей;
- способность действовать на основании прогноза, т. е. опережающее;
- гибкость, точность, своевременность объективации;
- способность действовать с полной затратой усилий, не останавливаться перед затруднениями;
- способность доводить начатое до конца;
- способность удерживать отдаленную цель: четкая целеориентированность поведения;
Поведение может быть «рациональным» или «нерациональным» независимо от того, что он сам по поводу своих действий думает. «Рациональность» поведения — это соответствие его возможностям индивида и обстоятельствам, в которых он оказался: одни и те же действия в одной ситуации могут оказываться «рациональными», в другой — нет.
Успешное поведение — это поведение, в результате которого индивид уверенно достигает поставленной перед собой цели. Успешность действий — это мера их соответствия поставленной перед собою цели, но цели бывают и нереалистичными, и не соответствующими возможностям индивида, и просто глупыми.
Тема 3. Личность и ситуация:
1. Понятие ситуации.
2. Единицы анализа и характеристики ситуации.
3. Параметры личностной детерминации действия.
4. Различия в поведении в зависимости от типа проблемных областей.
5. Объяснение поведения с позиций теорий свойств и ситуационизма.
6. Взаимодействие личности и ситации.
7. Взаимодействие как взаимовлияние.
Сущность взглядов большинства авторов на ситуацию как психологическую категорию сводится к ее пониманию в качестве некоторой объективной совокупности элементов среды (событий, условий, обстоятельств и т. п.), оказывающей стимулирующее, обусловливающее корректирующее воздействие на субъекта, т. е. детерминирующей его активность и одновременно задающей пространственно-временные границы ее реализации.
Существует классификация групп факторов, которые входят в любую социальную ситуацию.
1. Группа факторов, принадлежащих индивидам, участвующим в социальной ситуации. Они включают:
а) характеристики индивидов: число участников, их возраст, пол, их образовательный, профессиональный, экономический статус и социальные достижения;
б) композицию всех участников социальной ситуации в терминах их подобия и различия по возрасту, полу, религиозного или классового сходства и т. д.;
в) отношения среди участвующих индивидов.
2. Группа факторов, относящихся к задаче, проблеме или деятельности.
3. Группа факторов, относящихся к окружающим условиям и обстоятельствам. Они включают место, материальную культуру, доступные предметы и орудия, наличие препятствий и помех, присутствие или отсутствие других людей, не вовлеченных в существующую задачу или проблему, культуральные и ценностные ориентации окружения.
4. Факторы, связанные с индивидуальным отношением каждого из участников ко всем вышеупомянутым трем наборам факторов. Они включают его навыки в отношении существующей задачи или проблемы, степень длительности его включенности в проблему, его установки по отношению к остальным участникам, его чувства легкости или дискомфорта в отношении ситуации и т. д.
Таким образом, ситуация – есть продукт и результат активного взаимодействия личности и среды (в число объективных элементов которой входит и сама телесная и психологическая сущность субъекта).
Целостная ситуация описывается ее специфической структурой. Структура ситуации включает в себя действующих лиц, осуществляемую ими деятельность, ее временные и пространственные аспекты.