Обеспечение общественной безопасности на территории муниципального образования
Иные субъекты обеспечения правопорядка при осуществлении местного самоуправления
1. Органы, создаваемые при органах МСУ или по их инициативе:
– добровольная народная дружина – одно или несколько добровольных формирований жителей МО, созданных в целях оказания содействия органам МСУ и правоохранительным органам в охране общественного порядка;
– органы территориального общественного самоуправления;
– комиссии (административная, по делам несовершеннолетних и защите их прав, депутатские комиссии по вопросам охраны общественного порядка и др.).
2. Негосударственные формирования:
– казачества;
– частные детективные и охранные предприятия;
– совещательные органы (ветеранские);
– средства массовой информации.
Безопасность означает соблюдение, сохранение, нерушимость условий жизни и развития человека, общества, окружающего мира.
Обеспечение безопасности достигается системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
|
|
Правовую основу понятий и видов безопасности, их обеспечения и охраны составляет ряд законов.
► Оборона – система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне»[19]).
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан РФ и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов МСУ и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
Органы МСУ во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства в области обороны.
Органы МСУ наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соответствии с законодательством РФ.
► Органы МСУ оказывают содействие органам государственной власти и органам военного управления в обеспечении режима военного положения (Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении»[20]).
На территории, на которой введено военное положение, референдумы и выборы в органы государственной власти и органы МСУ не проводятся.
Для обеспечения режима военного положения федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции среди прочих мер осуществляется обеспечение введения в органах МСУ дополнительных мер, направленных на усиление режима секретности.
|
|
► В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[21] воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется местной администрацией.
► Органы МСУ осуществляют следующие полномочия в области мобилизационной подготовки и мобилизации:
1) организуют и обеспечивают через соответствующие органы мобилизационную подготовку и мобилизацию;
2) руководят мобилизационной подготовкой МО и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
3) обеспечивают исполнение Федерального закона от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[22], нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
4) разрабатывают мобилизационные планы;
5) проводят мероприятия по мобилизационной подготовке экономики субъектов РФ и экономики МО;
6) проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов;
7) заключают договоры (контракты) с организациями о поставке продукции, проведении работ, выделении сил и средств, об оказании услуг в целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации субъектов РФ и МО;
8) при объявлении мобилизации проводят мероприятия по переводу экономики субъектов РФ и экономики МО на работу в условиях военного времени;
9) в случае несостоятельности (банкротства) организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы), принимают меры по передаче этих заданий (заказов) другим организациям, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения;
10) оказывают содействие военным комиссариатам в их мобилизационной работе в мирное время и при объявлении мобилизации;
11) вносят в органы государственной власти предложения по совершенствованию мобилизационной подготовки и мобилизации.
► Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления определяет Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»[23].
Органы МСУ самостоятельно в пределах границ МО:
– проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;
– проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;
– поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении ЧС природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;
– проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время;
– создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Руководство гражданской обороной на территориях МО осуществляют руководители органов МСУ. Они несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.