Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Муниципальный контроль

Контроль как функция власти и управления состоит в том, чтобы установить соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданному состоянию с целью устранения отклонений от заданных параметров.

В соответствии с Законом № 131-ФЗ органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами МСУ и должностными лицами МСУ Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов МО, муниципальных правовых актов.

Кроме того, уполномоченные органы государственной власти контролируют осуществление органами и должностными лицами МСУ переданных им отдельных государственных полномочий.

Вместе с тем, органы и должностные лица МСУ, наделенные в соответствии с уставом МО контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц МСУ уставу МО и принятым согласно ему нормативным правовым актам представительного органа МО.

Также решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц МСУ могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Таким образом, можно выделить следующие виды контроля в сфере МСУ:

► Государственный контроль и надзор:

1. Прокурорский надзор (Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[28])

Формы прокурорского реагирования:

– возбуждение уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении;

– протест прокурора на противоречащие закону муниципальные правовые акты;

– представление об устранении нарушения закона;

– предостережение о недопустимости нарушения закона.

2. Судебный контроль.

 
 


Гражданское

♦ Административное

Уголовное

  судопроизводство (субъекты контроля – суды общей юрисдикции)

♦ Арбитражное судопроизводство (субъекты контроля –

арбитражные суды)

Обнаружив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органов и должностных лиц МСУ, суд выносит частное определение. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

3. Административный надзор – самостоятельный вид контрольно-надзорной деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Субъекты: специальные федеральные службы (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и др.), различные инспекции и надзоры в составе федеральных министерств и служб (Федеральная инспекция труда, государственный пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор и др.).

В рамках административного надзора можно особо выделить:

Финансовый контроль (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ).

Налоговый контроль (федеральные и региональные налоговые органы) (глава 14 Налогового кодекса РФ).

Контроль за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам МСУ, а также за использованием переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (субъекты – органы государственной власти).

4. Контроль Полномочного представителя Президента РФ (организует контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти, в том числе и органами МСУ, принимает участие в работе органов МСУ).

5. Контроль Уполномоченного по правам человека в РФ (рассматривает жалобы на решения или действия (бездействия) органов и должностных лиц, если ранее они были обжалованы в судебном или административном порядке, но заявитель не согласен с принятыми по его жалобе решениями).

► Контроль в системе МСУ (ведомственный контроль).

Субъекты:

– представительный орган МО (ведущая роль в системе контроля за деятельностью органов и должностных лиц МСУ);

– глава МО (контролирует и координирует деятельность различных субъектов на территории МО);

– глава местной администрации (в отношении деятельности структурных подразделений местной администрации, их членов и руководителей);

– избирательная комиссия МО (контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в местном референдуме, а также контроль за ходом реализации различных форм осуществления населением МСУ);

органы отраслевого межведомственного контроля (контрольный орган МО, комитет по управлению городским имуществом и т. п.).

► Общественный контроль (субъекты: общественные объединения, профсоюзы, органы ТОС, трудовые коллективы, СМИ, а также отдельные граждане).

Гласность и информационная открытость в деятельности органов МСУ – необходимые условия всестороннего общественного контроля.

► Муниципальный контроль – деятельность органов МСУ, уполномоченных на организацию и проведение на территории МО проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами в случае, если указанный порядок не предусмотрен законом субъекта РФ.

Более подробно отношения в области организации и осуществления муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[29].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: