Транспортные тарифы. Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организа­циями, осуществляются с помощью транспортных тарифов

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организа­циями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Та­рифы включают в себя:

• плату, взыскиваемую за перевозку грузов;

• сборы за дополнительные операции, связанные с перевоз­кой грузов;

• правила исчисления плат и сборов.

Как экономическая категория транспортные тарифы явля­ются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:

• транспортному предприятию — возмещение эксплуатаци­онных расходов и возможность получения прибыли;

• покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.

Как показано ранее, одним из существенных факторов, вли­яющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, так­же может вносить коррективы в транспортные тарифы. Напри­мер, железные дороги Казахстана сегодня испытывают серьез­ную конкуренцию со стороны автомобильного транспорта в об­ласти перевозок небольших партий грузов, так называемых мел­ких и малотоннажных отправок. Это сдерживает рост соответ­ствующих железнодорожных тарифов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Кратко охарактеризуем их.

На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общие тарифы — основной вид тарифов. С их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительными тарифами называются тарифы, которые устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде спе­циальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повы­шенными или пониженными. Они распространяются, как пра­вило, лишь на конкретные грузы. Исключительные тарифы по­зволяют влиять на размещение промышленных предприятий, так как с их помощью можно регулировать стоимость перевозки от­дельных видов сырья, например, каменного угля, кварцитов, руды и т.п. Повышая или понижая с помощью исключительных тари­фов стоимость перевозок в различные периоды года, добивают­ся снижения уровня неравномерности перевозок на железных дорогах. Этой же цели служат исключительные пониженные та­рифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движе­ния порожних вагонов и контейнеров.

Льготные тарифы применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти тарифы, включающие размеры плат за пе­ревозку грузов и ставки различных сборов, действуют в преде­лах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузопо­лучателей и грузоотправителей плату за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти виды платы называются сбо­рами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги таких операций, как хранение, взвешивание или проверка веса груза, подача или уборка вагонов, их дезинсекция, экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а также ряд дру­гих операций.

Перечислим основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов по железной дороге.

Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправ­лен повагонной, контейнерной, малотоннажной (весом до 25 т и объемом до полувагона) и мелкой (весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона) отправкой.

Скорость перевозки. По железной дороге груз может пере­возиться грузовой, большой или пассажирской скоростью. Вид скорости определяет, сколько километров в сутки должен проходить груз.

Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние, при перевозках грузов грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное расстояние — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть соб­ственностью грузополучателя или грузоотправителя.

Количество перевозимого груза — фактор, также оказываю­щий существенное влияние на стоимость перевозки.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

• сдельные тарифы на перевозку грузов;

• тарифы на перевозку грузов на условиях платных авто-тонно-часов;

• тарифы за повременное пользование грузовыми автомо­билями;

• тарифы из покилометрового расчета;

• тарифы за перегон подвижного состава;

• договорные тарифы.

На размер тарифной платы оказывают влияние следующие факторы:

• расстояние перевозки;

• масса груза;

• объемный вес груза, характеризующий возможность ис­пользования грузоподъемности автомобиля; по этому по­казателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса;

• грузоподъемность автомобиля;

• общий пробег;

• время использования автомобиля;

• тип автомобиля;

• район, в котором осуществляется перевозка,

а также ряд других факторов.

Каждый из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу груза и его класс, характеризующий степень использования грузоподъемности автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми автомобилями учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использо­вания и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование автомо­биля оказывает влияние район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми различиями в уровне себестоимости перевозок грузов по районам.

На речном транспорте тарифы на перевозку грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками ус­луги определяются пароходствами самостоятельно, с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа заклады­вается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рен­табельности, установленный действующим законодательством.

На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуще­ствляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то пере­возка осуществляется системой линейного судоходства, при этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.

В том случае, когда при выполнении перевозки работа гру­зовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена оп­ределенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахто­вой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: