double arrow

Методы выбора вида транспорта для перевозки грузов

Существует две методики выбора видов транспорта:

  • Метод расчет экономического эффекта от выбранного варианта перевозок по конкретной корреспонденции;
  • Метод определения рациональных сфер или равновыгодных расстояний использования того или иного вида транспорта.

В обоих случаях сравниваются затраты на перевозки грузов по каждому из рассматриваемых видов транспорта. Кроме того, в зависимости от периода или условий расчета (текущих или перспективных) может меняться и содержание элементов затрат сопоставимых вариантов перевозок.

Основные элементы транспортных затрат грузовладельцев подразделяются на несколько групп:

  • расходы на выполнение погрузочно-выгрузочных операций Тпв;
  • расходы на завоз-вывоз грузов к магистральному транспорту Тзв;
  • расходы на начально-конечные операции Тнк;
  • расходы на перемещение груза Тдв;
  • дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием Т доп.
    Плата за перевозку по i-му варианту определяется по формуле 6.1.

Зi = Тпв+ Тзв + Тнк + Тдвlгр + Тдоп, (6.1)

где lгр – расстояние перевозки.

Приведенные выше общие затраты определяются по конкретным единым расстоянием, установленным для всех видов транспорта. При этом, естественно, общие затраты по возможности минимизируются по видам транспорта, рассматриваемым как альтернативные при выборе способа транспортировки. Кроме перечисленных затрат, у грузовладельцев могут возникнуть расходы, различающиеся по отдельным видам транспорта - стоимость тары, плата за временное хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах перемещения груза, страховые взносы и другие расходы, сопутствующие процессу товародвижения.

Экономический эффект выбора i-го варианта перевозок грузов по сравнению с действующим определяется по формуле

, (6.2.)

- плата за перевозку по действующему варианту;

- плата за перевозку по выбранному варианту

- объем перевозимого груза, т.

Расчет затрат по каждой корреспонденции и всем возможным вариантам перевозок весьма громоздок, хотя и более точен, т.к. позволяет учесть конкретные условия перевозок и определить реальную экономию транспортных затрат. Для упрощения процедуры выбора видов транспорта в практике планирования перевозок чаще пользуются заранее установленными рациональными сферами применения видов транспорта или равновыгодными расстояниями. Особенно часто используют предельные расстояния при принятии решения о выборе автомобильного или железнодорожного транспорта.

Равновыгодная дальность, различающая сферы использования видов транспорта при прочих равных расходах определяется по формуле 6.3.

(6.3)

где - удельные затраты (тарифные ставки) на начальные и конечные операции

транспортного процесса, включая расходы на погрузку и выгрузку, подачу подвижного

состава;

- число перегрузочных операций;

- удельные затраты на перевалочные операции с автомобильного на железнодорожный

транспорт и обратно;

- удельные затраты на движенческие операции соответственно по

железнодорожному и автомобильному вариантам перевозок.

Перевозки на расстояния меньше полученной равновыгодной дальности следует относить к сфере экономически выгодной зоны использования автомобильного транспорта, а на большие расстояния – к сфере использования железнодорожного варианта перевозок.

В некоторых случаях, выбор вида транспорта в текущих условиях при резких колебаниях тарифов осуществляется на основании сравнения более стабильных показателей себестоимости перевозок грузов. Перспективные расчеты по выбору видов транспорта обычно производятся на основе сопоставления совокупных приведенных эксплуатационно-строительных затрат, определяемых по формуле 6.4.

, (6.4)

где i- вариант перевозок:

- текущие (эксплуатационные) расходы при i-м варианте перевозок;

нормативный коэффициент эффективности единовременных затрат;

- потребные удельные единовременные затраты (капитальные вложения) при i- м варианте перевозок;

- удельная стоимость грузовой массы в пути или оборотных средств грузовладельцев при i –м варианте перевозок.

Из двух вариантов перевозок наиболее выгодным при прочих равных условиях будет тот, который дает наименьшие приведенные затраты.

Сферы рационального использования различных видов транспорта.

Практика эксплуатации различных видов транспорта накопила значительную аналитическую информацию о преимущественных сферах их использования.

В общем виде это преимущество основано на:

- технико-экономических особенностях различных видов транспорта;

- стоимостных характеристиках перевозок;

- размещении транспортной инфраструктуры на путях сообщения;

- характеристике и объемах грузов;

- возможных схемах транспортировки;

- видах сообщений и условиях перевозки.

При этом речь идет о сферах, устанавливаемых конкурирующими транспортными линиями на основе расчетов сравнительной эффективности нескольких вариантов перевозок. В некоторых же случаях существует естественная монополия отдельных видов транспорта. Так, массовые грузовые межконтинентальные перевозки осуществляет в основном морской транспорт. Для перевозки срочных и ценных грузов используется преимущественно воздушный транспорт.

Вместе с тем при планировании и организации перевозок часто приходится делать выбор между конкурирующими вариантами доставки грузов и перемещения пассажиров. Поскольку не всегда имеется возможность делать подробные сравнительные расчеты, для грузовых перевозок используют заранее обоснованные типовые сферы эффективного использования видов транспорта. Они различаются по родам грузов, возможным схемам транспортировки, видам сообщения и условиям перевозок.

Ориентировочно определены следующие сферы целесообразности использования различных видов транспорта для грузовых перевозок, основанные на следующей классификации расстояний перевозок:

1) до 100-200 км - короткие;

2) от 200 до 800 км - средние;

3) от 800 до 1500 - дальние;

4) свыше 1500-2000 км - сверхдальние.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используется при перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при наличии у грузоотправителей и грузополучателей подъездных железнодорожных путей - и на короткие расстояния. При перевозках массовых грузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строительные и лесные материалы) железнодорожный транспорт выгодно использовать на сверхдальних расстояниях.

Наличие железнодорожных подъездных путей в пунктах грузоотправителей и грузополучателей с одновременным значительным потоком мелкопартионных грузов значительно расширяет сферы эффективного использования железнодорожного транспорта и создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышения качества перевозки и сохранности грузов.

Автомобильный транспорт. Традиционная же сфера использования автомобильного транспорта - короткие расстояния перевозки грузов, как правило, в промышленных районах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах. При отсутствии альтернативных способов доставки грузов может быть эффективно использован на средних и дальних расстояниях. Грузовые автомобили активно используются при перевозке грузов к магистральному транспорту и доставке их грузополучателем от пунктов назначения магистрального транспорта.

Водный внутренний транспорт преимущественно используется при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния между пунктами, расположенными на одних и тех же судоходных речных путях. Речной транспорт применяется в районах, в которых отсутствуют другие виды транспорта, а также в смешанном сообщении с другими видами транспорта по направлениям, где он более эффективен по сравнению с прямыми перевозками грузов одним видом транспорта без перевалок. Сферы использования речного транспорта значительно расширяют применение судов смешанного плавания - речного и морского транспорта.

Морской транспорт используется при перевозке в основном экспортно-импортной внешнеторговой продукции на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а также при внутренней перевозке массовых грузов в отдаленные территориальные образования.
Воздушный транспорт может быть эффективно использован на дальних и сверхдальних расстояниях при перевозке дорогостоящей, срочной и скоропортящейся продукции в промышленные центры и отдаленные территориальные образования.

В практике перевозочного процесса достаточно часто встречаются варианты, при которых использование одного вида транспорта при перевозке грузов невозможно по ряду объективных обстоятельств или неприемлемо по субъективным причинам с позиции эффективности доставки грузов. Поэтому используются смешанные перевозки грузов, при которых доставка грузов осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. Наибольшее распространение получили такие виды смешанных перевозок, как железнодорожно-водные, речные-морские и железнодорожно-автомобильные.

Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяются в ряде случаев:

- при невозможности доставки грузов в порт назначения одним видом транспорта;

- при экономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном;

- при высокой загрузке железнодорожных участков, в связи с чем применение прямой железнодорожной перевозки оказывается невозможным.

Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку - чем меньше затрат на перевалку грузов, тем большее количество грузов может быть отправлено в смешанном сообщении. При этом снижение затрат на перевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах.

При смешанном речном-морском сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из морского суда в речное полностью исключается - в результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность.

Суда смешанного плавания имеют различные технические и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначения и района его плавания - значительная часть этих судов эксплуатируется практически круглый год, а в навигацию они осуществляют бесперегрузочные перевозки грузов между морскими и речными портами. Одновременно суда этого вида смешанного плавания широко используются при перевозках грузов внешней торговли.

При смешанных железнодорожно-автомобильных сообщениях перевозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте, продолжается после передачи груза на автомобильном транспорте.

Основными факторами, повышающими эффективность смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок, являются:

во-первых, применение централизованной системы завоза и вывоза грузов автотранспортом;

во-вторых, контейнеризация и пакетизация перевозок;

в-третьих, концентрация перевозочных, складских и других грузовых операций на небольшом количестве оснащенных станций и контейнерных пунктов с созданием терминалов, выполняющих распределительные функции.

Централизованный завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом остается эффективной формой координации и улучшения показателей работы различных видов транспорта.

Выбор транспортных средств является второй итерацией в выборе способа транспортировки. Критериями здесь являются: техническая и эксплуатационная скорость движения транспортного средства; габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств; полная масса, нагрузка на оси; мощности двигателя транспортного средства; грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов; универсальность транспортного средства.

Техническая и эксплуатационная скорость движения транспортного средства зависит от его мощности и при выборе транспортного средства руководствуются, прежде всего, временем доставки грузов потребителю транспортных услуг. Естественно, что затраты на скоростные перевозки выше принятых средних, поэтому скоростным транспортом пользуются при перевозке грузов по срочным заказам и при перевозке скоропортящейся продукции.

Выбор габаритных размеров грузовых емкостей и самих транспортных средств сводится в основном к выбору типа кузова, который, как правило, осуществляется эмпирическим путем, но так как в большинстве случаев к доставке предъявляются тарно-штучные грузы, то определяющими параметрами поиска являются наличие крытого кузова и величина его внутреннего объема.

Грузоподъемность, как критерий выбора транспортного средства, играет важную роль, так как за один рейс в зависимости от ее величины доставляются различные объемы грузов. Транспортные средства в зависимости от перевозимых грузов и их характеристик подразделяются на специализированные и универсальные. Универсальные транспортные средства позволяют доставлять разнообразные грузы и в различной упаковке, поэтому степень универсальности транспортных средств играет важную роль при их выборе.

Вид груза. Иногда как таковой выбор отсутствует. К примеру, быстропортящиеся грузы на большие расстояния перевозят авиатранспортом, и достойной альтернативы здесь не существует. В то же время, авиаперевозки недопустимы при легковоспламеняющихся, взрывоопасных грузах. Международные морские перевозки незаменимы при транспортировке больших партий наливных и навалочных грузов: нефти и нефтепродуктов, железной руды, каменного угля, зерна.

Расстояние и маршрут. Выбор вида транспорта также зависит от конечного пункта назначения грузов. При внутриконтинентальных перевозках используют железнодорожный, автомобильный и авиационный транспорт. При межконтинентальных перевозках – авиационный и морской транспорт.

Фактор времени. Наиболее быстрый способ доставки грузов - авиаперевозки. Однако, он требует существенных материальных затрат, а потому применяется в особых случаях, когда груз необходимо доставить как можно раньше.

Стоимость перевозки. Не существует каких-то конкретных правил, которые позволяют определить точный процент стоимости транспортных расходов, относительно стоимости товара. Здравый смысл подсказывает, что процент должен быть минимальным, за исключением тех случаев, когда выбор отсутствует, и есть единственно возможный маршрут.

На сегодняшний день наиболее дешевыми являются морские грузоперевозки, наиболее дорогими – авиационные. Однако, стоимость транспортировки зависит от большого количества факторов, и выбор транспорта – лишь один из них. К примеру, небольшие и средние по объему партии грузов в некоторых случаях можно перевозить и воздухом, и сушей с приблизительно одинаковыми материальными затратами.

Безопасность транспортировки. Хрупкие и дорогие предметы лучше всего перевозить авиатранспортом, даже если поставка данного груза не является срочной. Товары, для которых высок риск доставляют, как правило, традиционным способом - морем, в основном в контейнерах. Контейнер станет дополнительной статьей расходов, но обеспечит сохранность груза, а на безопасности экономить не стоит.


Сейчас читают про: