double arrow

Принциы выбора видов транспорта

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

Задача выбора вида транспорта является основополагающей в транспортной логистике, причем решается она в тесной взаи­мосвязи с другими задачами. При этом следует различать условия выбора вида транспорта: текущее и перспективное. При текущем планировании потребители транспортных услуг делают выбор из существующих в стане или регионе видов транспорта. А во втором - учитывая возможное их развитие и создание новых способов перемещения товаров и людей. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конк­ретной перевозки, служит информация о характерных особен­ностях различных видов транспорта, их возможностях и недо­статках.

Каждому виду транспорта присущи свои достоинства и недостатки, которые должен учитывать менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика.

К основным принципам выбора видов транспорта относятся:

1 принцип – выбор вида транспорта осуществляет сами потребители транспортных услуг в отличие от ранее существовавшего в области перевозок грузов централизованного распределения.

Это означает, что транспортники должны научиться продавать транспортные услуги на транспортном рынке.

2 принцип – основным критерием выбора вида транспорта являются затраты потребителей на транспортные услуги. Дополнительными критериями могут быть минимальные сроки доставки, безопасность, надежность, сохранность, экологичность и другие показатели.

3 принцип - обеспечение сопоставимости стоимостных и натуральных показателей сравнимых вариантов перевозок. Сопоставляются все элементы затрат на всем пути следования груза от склада отправителя до склада получателя. Расчет вариантов перевозки необходимо выполнять для одинакового объема перевозок между одним и теми же пунктами перемещения.

4 принцип - обеспечение достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг, в частности, через рекламу, о качестве и стоимости транспортных услуг по облуживанию клиентов. Объективная информация позволяет потребителям проводить сравнительные расчеты по оптимизации своих затрат на транспорт, рационализировать перевозу, определять более выгодные рынки сбыта своей продукции, управлять транспортной составляющей в цене товара.

Перечисленные принципы предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами учета тех или иных показателей. В связи с тем, что одновременно учесть многочисленные факторы, оказывающие влияние на выбор вида транспорта, очень трудно, на практике сначала рассчитывают обобщенные стоимостные показатели, а затем сопоставляют натуральные и технико-эксплуатационные.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

- надежность соблюдения графика доставки;

- время доставки;

- стоимость перевозки;

- частота отправлений;

- способность перевозить разные грузы;

- способность доставить груз в любую точку территории.

В табл. 6.2 дается оценка различных видов транспорта обще­го пользования по каждому из этих факторов.

Таблица 6.1 - Оценка различных видов транспорта

  Вид транс­порта     Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
Время дос­тавки     Частота отправ­лений     Надежность соблюдения графика доставки груза Способ­ность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку территории     Стои­мость перевоз­ки    
Желез­нодоро­жный            
Вод­ный                        
Автомо­биль­ный            
Трубо­провод­ный            
Воздуш­ный                        

Эти данные могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или ино­го вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех рас­ходов, связанных с транспортировкой различными видами транс­порта.
Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления – 1) выбор вида или видов транспорта, 2) выбор определенных транспортных средств конкретного вида транспорта, 3) выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза. В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям.

Таблица 6.2 - Основные условия выбора способа транспортировки

  Условия выбора Содержание
  Возможность текущая - существующие виды транспорта в данном территориальном образовании; перспективная - будущее развитие транспортной сети в данном территориальном образовании.
  Варианты Выбор транспортировки ограничен по различным причинам. Выбор транспортировки практически неограничен
  Принципы Сопоставимость показателей по различным видам транспорта. Степень информационности транспортных услуг
  Методы Полный учет сопоставляемых показателей. Ограниченный учет сопоставляемых показателей
  Показатели Количественные показатели по видам транспорта. Качественные показатели по видам транспорта.
  Факторы Форма собственности транспортных средств. Принятая система страхования грузов. Варианты банковского обслуживания.
  Критерии Экономические (стоимостные) показатели. Натуральные показатели. Технико-эксплуатационные характеристики.

1) Возможность выбора способа доставки грузов определяется существующими в конкретном территориальном образовании видами транспорта, которые потребители транспортных услуг имеют возможность выбирать. Соответственно, учет затрат на перемещение груза в текущей возможности при выборе транспортных каналов товародвижения осуществляется по установленным в данном территориальном образовании тарифным платам за перевозки и другие услуги, включая сервисные. При перспективной возможности выбора способа транспортировки - будущего развития транспортной сети в данном территориальном образовании - учитываются приведенные эксплуатационно-строительные затраты.

2) Варианты по ограничению выбора способа транспортировки зависят от географических и производственных особенностей отдельных территориальных образований, например, массовая доставка грузов в отдаленные районы возможна, в основном, речным транспортом только в период навигации. Также доставка угля на тепловые электростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляются, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому, в приведенных вариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен. Что касается мелкопартийных грузов, доставляемых потребителям в территориальных образованиях с развитой сетью путей сообщения, то выбор видов транспорта весьма широк - железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, воздушный транспорт.

3) При рассмотрении стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов сопоставляются элементы затрат на всем пути перемещения груза - от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, включая возможные промежуточные перевалки грузов. Одновременно приводятся в сопоставимый вид различия в структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного процесса, а расчеты по вариантам перевозок выполняются для одинакового объема грузов между одними и теми же пунктами перемещения. Принцип обеспечения достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг является важной позицией при принятии решения о выборе способа транспортировки. Объективная информация о транспортных услугах позволяет потребителям проводить сравнительный анализ и оптимизацию затрат по различным вариантам перевозок.

4) Перечисленные принципы в значительной мере предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами или полнотой учета тех или иных сопоставляемых показателей - полный учет практически всех сопоставляемых показателей по различным видам транспорта или ограниченный учет обобщающих сопоставляемых показателей по видам транспортировки.

5) Показатели при выборе вида транспорта, участвующего в перевозочном процессе, подразделяются на количественные и качественные, которые, в свою очередь, классифицируются на общие для всех видов транспорта и частные, присущие отдельным видам транспорта.

6) Факторы выбора способа транспортировки включают в свой состав: формы собственности транспортных предприятий и транспортных средств - перевозчиков; принятые системы страхования грузов - страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхование ответственности.

7) Критерии выбора способа перевозки груза классифицируются на:

- экономические показатели, включающие тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоемкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, налогам, акцизы, таможенные сборы;

- натуральные показатели - объем и дальность перевозок, величина спроса на транспортные услуги, грузооборот, грузонапряженность, потребность в рабочей силе, производительность труда, потребность в топливно-энергетических ресурсах и материалах;

- технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта - скорость подвижного состава, дальность перевозки, грузоподъемность транспортного средства, провозная способность транспорта, производительная сила транспортных средств.

Выбор вида или видов транспорта осуществляется по следующим критериям:

- экономичность перевозок грузов;

- способность доставки грузов в любую точку территориального образования;

- размещение сети путей сообщений;

- сезонность и ритмичность работы транспорта в различных метеорологических условиях;

- провозная способность транспорта;

- дальность перевозки;

- риски, возникающие при транспортировке грузов.

Выбор вида или видов транспорта, транспортных средств и перевозчика осуществляются в двух основных направлениях - затраты на перевозку грузов и время их доставки потребителю, которые необходимо, по возможности, минимизировать, следовательно, должны быть решены две соответствующие задачи. Первая задача - минимизация транспортных расходов.

Вторая задача - минимизация времени окончания всех перевозок.
Наиболее простой схемой транспортировки является использование автомобильного транспорта, при котором доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада грузовладельца до склада грузополучателя без перегрузки и железнодорожного транспорта при наличии подъездных путей у грузоотправителя и грузополучателя. При выборе варианта между автомобильным и железнодорожным транспортом в этом случае используются предельные расстояния при принятии решения о выборе более рационального варианта.

Более сложными является схемы транспортировки по железнодорожному варианту и особенно по смешанному варианту. В смешанных железнодорожно-автомобильных перевозках существует несколько вариантов, а именно: "автомобиль - железная дорога - автомобиль", " подъездные железнодорожные пути - железная дорога - автомобиль" и другие. Естественно, что при этих вариантах предполагаются дополнительные перегрузочные операции, следовательно, и дополнительные затраты на их выполнение. Так, схема перевозки "автомобиль - подъездные железнодорожные пути - железная дорога - подъездные железнодорожные пути - автомобиль" предполагает шесть грузовых операций, в том числе четыре перегрузочные операции.

В смешанных железнодорожно-водных сообщениях также существует ряд схем перевозок, а именно: "железная дорога - вода" и "вода - железная дорога" с одной перевалкой грузов; "вода - железная дорога - вода" и "железная дорога - вода - железная дорога" с двумя перевалками. При этом расчеты показывают, что перевозки в смешанном сообщении с несколькими перевалками по затратам выше, чем доставка грузов прямым сообщениям одним видом транспорта. Однако на практике организация перевозок грузов по схеме прямого сообщения не всегда может быть осуществлена.

Способность доставки грузов в любую точку территориального образования для каждого вида транспорта ограничена: для железнодорожного транспорта - сетью железных дорог; для автомобильного транспорта - сетью автодорог; для внутреннего водного транспорта - наличием судоходных рек; для воздушного транспорта - наличием аэродромов. Следовательно, выбор вида транспорта по данному критерию, как правило, состоит в поиске наиболее оптимального варианта смешанной перевозки грузов.

Размещение сети путей сообщения, как один из критериев выбора вида транспорта, напрямую связан со способностью транспорта по доставке грузов в любую точку территориального образования. В зависимости от развитости путей сообщения, в том числе категорий автомобильных дорог, в конкретном территориальном образовании выбираются оптимальные маршруты перевозки грузов и соответствующий вид транспорта.

Сезонность перевозки грузов относится к работе внутреннего водного транспорта, который может быть использован только в период навигации. Что касается ритмичности работы транспорта в различных метеорологических условиях, то приоритет здесь принадлежит железнодорожному транспорту, который осуществляет регулярные перевозки независимо от времени года, времени суток и погоды. Работа автомобильного и особенно воздушного транспорта в значительной мере зависит от погодных условии.

Провозная способность транспорта - возможный объем грузовых перевозок, который может быть выполнен транспортом по конкретному пути сообщения в течение определенного планового периода времени. Данный критерий учитывается, в основном, при выборе вида транспорта для перевозки массовых и многотоннажных грузов.

Дальность перевозки - расстояние между нахождением грузоотправителя и грузополучателя, на которое необходимо переместить груз, подразделяется на короткие маршруты, маршруты средней протяженности и маршруты значительной протяженности, что предопределяет, как один из критериев, выбор вида или видов транспорта.
Важным критерием при выборе вида транспорта являются риски, возникающие при транспортировке грузов, которые в общем виде подразделяются на объективные и субъективные.

К конкретным рискам, связанным непосредственно с транспортировкой грузов, относятся: пожары, взрывы, повреждения груза при его перемещении, погрузке, укладке и выгрузке; столкновение с другим транспортным средством.

Факторами, влияющими на наступление риска, являются:

- характер груза и степень его подверженности рискам;

- качество упаковки и ее соответствие характеру груза;

- технические характеристики и техническое состояние транспортного средства;

- время года, климат и метеорологические условия;

- протяженность и направление маршрута перевозок.

Выбор вида или видов транспорта по этому критерию может быть основан на анализе статистических данных за прошлые плановые периоды времени о наступлении рисков, классифицированных как по их вариантам, так и по видам транспорта.


Сейчас читают про: