Командно-штабные учения в организациях

Методика проведения учений и тренировок

Подготовка к учениям и тренировкам обучаемых, посредников.

Командно-штабные учения (КШУ) являются одной из основных форм совместного обучения и проверки готовности РиКНС, органов управления ГСЧС и ГО организаций.

Основной целью КШУ является совершенствование слаженности и оперативности в работе РиКНС, их навыков в организации выполнения всего комплекса мероприятий, предусмотренных планирующими документами по ГСЧС и ГО, включая управление силами и средствами при ведении АСДНР, а также их всестороннее обеспечение.

Сущность КШУ состоит в том, что все обучаемые выполняют свои функциональные обязанности по организации защиты населения, обеспечению устойчивости организации и по управлению имеющимися силами и средствами при проведении АСДНР на фоне конкретной, непрерывно развивающейся тактической обстановки, которая может сложиться в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения ССП.

Учения позволяют руководящему составу ГСЧС и ГО приобрести прочные навыки в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся обстановки при угрозе возникновения, предотвращении развития и ликвидации ЧС. При отработке мероприятий ГО военного времени - оценить обстановку и принять решения на ликвидацию последствий в результате применения ССП. Во всех случаях принятие целесообразных решений, постановка задач исполнителям и организация их выполнения являются основой учения.

В организациях КШУ могут быть одноуровневыми и двухуровневыми.

На одноуровневых обучается руководящий состав и органы управления ГСЧ и ГО одной инстанции. На двухуровневых - две, при этом вторую инстанцию представляют командиры формирований, руководители структурных подразделений организации (начальники цехов, комплексов, производств) и некоторые формирования (разведки, связи и др.).

Как правило, наиболее целесообразно проводить двухуровневые учения, которые позволяют их участникам более полно отрабатывать вопросы принятия решений, постановки задач исполнителям и организации их выполнения, а также приобретать навыки в работе с использованием технических средств связи и документов управления.

КШУ в организациях могут проводиться как в виде самостоятельного учебного мероприятия, так и в порядке привлечения организации на учения, проводимые вышестоящими инстанциями (учения города, района).

Учения необходимо проводить, как правило, по комплексным темам, обеспечивающим отработку всего перечня основных мероприятий, предусмотренных планирующими документами ГСЧС и ГО.

При определении темы, учебных целей, учебных вопросов и других исходных данных, а также при решении задач подготовки и выработки методики проведения в основу должны быть положены требования законов Республики Беларусь по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС, указов Президента Республики Беларусь, постановлений Правительства и организационно-методических указаний на очередной учебный год.

Проведение учения по комплексной теме позволяет привлечь более широкий круг руководящего состава, специалистов ГО и объектового звена ГСЧС к активному решению задач мирного и военного времени, повысить его теоретические знания и практические навыки в проведении предусмотренных планами мероприятий, полнее выявить имеющиеся недостатки и выработать меры по их устранению.

КШУ должны предшествовать лекции, семинары, групповые упражнения с руководящим и командно-начальствующим составом и его самостоятельная подготовка, штабные тренировки органов управления, а также практические и тактико-специальные занятия с привлекаемыми на учения формированиями.

Важным требованием является правильное определение состава участников учения и сроков его проведения. При этом во всех случаях на учения целесообразно привлекать весь руководящий состав ГСЧС и ГО, а также командно-начальствующий состав основных сил ГСЧС и ГО организации. Вместе с тем, при решении этих вопросов надо учитывать характер производственной деятельности организации, график работы производств и рабочих смен, чтобы обеспечить привлечение на учение необходимых сил и средств без ущерба для производства (не допуская послаблений и упрощений).

Для отработки учебных вопросов на КШУ должна создаваться сложная поучительная обстановка, максимально приближенная к реальной мирного времени и очагов поражения - в военное. Она должна побуждать участников учений к активным и инициативным действиям, вынуждать их изыскивать и принимать наиболее целесообразные (оптимальные) решения, осуществлять маневр силами и средствами, в полную меру использовать возможности техники и других средств оснащения для своевременного выполнения поставленных задач, и в первую очередь связанных со спасением людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: