О научном обосновании широкомасштабных нововведений в образовании
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время в нашей стране завершен широкомасштабный эксперимент по реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая была принята в 2001 г. на государственном уровне.
Модернизация общего среднего образования – глобальный инновационный процесс. Чтобы его организовать, необходимо выполнить проектные действия, научное обоснование которым дает педагогическая инноватика.
Насколько принципы и подходы педагогической инноватики реализованы в процессе разработки и введения новшеств в области общего среднего образования? Попытаемся ответить на этот вопрос, беря во внимание педагогическую составляющую глобальных инноваций.
Рассмотрим процесс модернизации российского образования и проанализируем некоторые его составляющие элементы с точки зрения педагогической инноватики и других педагогических наук.
|
|
Первичная задача проектирования инноваций состоит в определении их заказчиков. Такими заказчиками выступают не только государственные или общественные структуры. Можно выделить несколько типов заказчиков, определяющих основания для проектирования инноваций.
1.Конкретные люди, имеющие образовательные потребности, реализующие их, решающие возникающие при этом проблемы: педагоги, студенты... Ученик является непосредственным, а с точки зрения личностной парадигмы – главным заказчиком образования. Его родители, семья также претендуют на свою часть заказа в образовании ребенка. Задача педагогической инноватики – помочь решить образовательные проблемы людей. Нужны способы обеспечения учащихся условиями реализации их индивидуальной образовательной траектории, технологии выбора и осуществления ими профильного обучения, требуется введение в учебный процесс ученического портфолио...
2.Организации – это тип коллективного заказчика – школы, вузы, предприятия. Школа выступает заказчиком на определенный тип образования сообразно своей педагогической концепции и программы. Например, существующие в стране авторские школы нуждаются в поддержке инновационного развития. Необходимы разные типы учебников для разных школ. Это предмет особых научных изысканий. Поскольку педагогика не должка ориентироваться только на обезличенную, одинаковую для всех массовую школу, то требуются соответствующие новшества – учебники для разных школ.
3.Регионы – территории различных уровней – от района и города до субъектов государства и отдельных стран. Регион, лестные муниципалитеты, промышленные предприятия, службы сервиса... – им также важно иметь людей с определенным типом образования, и они явно или косвенно определяют заказ на общее среднее образование в своих школах. Такой заказ находит выражение в национально-региональном компоненте образования.
|
|
4.Государство и общество устанавливают свой заказ в форме федерального компонента образовательного стандарта; в этот компонент входят различные структуры, в том числе и наука. Что касается заказов на научные исследования, то они находятся в основном в руках чиновников. Именно они в последние годы формулируют свой заказ в виде концепций, широкомасштабных экспериментов, программ модернизации. Ученым лишь остается реализовывать данный тип заказа при его финансировании. В реальности руководителям образования необходимо учитывать заказ на инновации со стороны регионов и других заказчиков.
5.Человечество в целом вправе ожидать от отдельных своих представителей продолжения своего развития. Международный заказ на педагогические инновации существует в форме объединений, организаций, программ как в явном виде, так и опосредованно, через имеющиеся мировые тенденции. Это болонский процесс, глобальная информатизация, компетентностный подход, борьба с угрозой терроризма… В этой области находится культурологические начала образования, экологические, биосферные, технологические...
6.Мир, Вселенная, Окружающая среда также выступает заказчиком образования находящихся в ней людей; например, это относится к сфере живого на Земле (биосфера), сфере разума (ноосфера), сфере духа (пневматосфера – по П. Флоренскому), сфере космоса и др. Мы и наша планета существуем не сами по себе, а находимся в определенном месте мира и имеем назначение, определяющее сам смысл существования и образования каждого из нас. Отсутствие широкопространственного и дальневременного видения у чиновников, некоторых ученых привело к тому, что данный тип заказа на образование человека почти не учитывается при планировании инноваций. В то же время такие ученые, как К.Э. Циолковский (которого называли гражданином Вселенной) и Н.Ф. Федоров (философии общего дела), несли в себе планетарный, космический взгляд на педагогическую действительность. Педагогика русского космизма, вальдорфская педагогика, педагогика Рериха – в этих теориях имеются результаты научных исследований, подтверждающих необходимость учета общечеловеческого и вселенского факторов при проектировании инноваций.
Если проанализировать и сопоставить перечисленные типы заказчиков, можно обнаружить их непропорциональное влияние на объем и характер происходящих исследований. Например, в России сегодня доминирует федеральный, во многом административный заказ на исследования. Из-за этого нивелируется заказ организаций и частных лиц.
В других странах ученые ориентируются в большей мере на «обмен опытом». Вселенский заказ, как уже отмечалось, почти отсутствует в зоне первоочередного поля зрении ученых и педагогов.
Вероятно, само соотношение заказчиков между собой, их роли и приоритетности для планирования инноваций нуждаются в специальных исследованиях. Недостаточно делить исследования на фундаментальные и прикладные, их типология более многообразна.
К вопросу о заказчиках относится и финансово-экономический механизм исследований. Внутри педагогической инноватики этот вопрос не решается. Но главное в контексте поставленного вопроса – это необходимость разработки системы взаимодействия с заказчиками при планировании инновационных исследований. Технология организации такого взаимодействия, инструментарий, который применяется для оценки эффективности и важности заказа, – эти вопросы предстоит решать перед тем, как заказчики будут включены в систему планирования педагогических инноваций.
Итак, образование и его модернизация должны проектироваться и обновляться с учетом всех групп заказчиков.