Заказчики нововведений

О научном обосновании широкомасштабных нововведений в образовании

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

В настоящее время в нашей стране завершен широкомас­штабный эксперимент по реализации «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», которая была принята в 2001 г. на государственном уровне.

Модернизация общего среднего образования – глобальный инновационный процесс. Чтобы его организовать, необходимо выполнить проектные действия, научное обоснование которым дает педагогическая инноватика.

Насколько принципы и подходы педагогической инноватики реализованы в процессе разработки и введения новшеств в обла­сти общего среднего образования? Попытаемся ответить на этот вопрос, беря во внимание педагогическую составляющую глобаль­ных инноваций.

Рассмотрим процесс модернизации российского образования и проанализируем некоторые его составляющие элементы с точ­ки зрения педагогической инноватики и других педагогических наук.

Первичная задача проектирования инноваций состоит в опре­делении их заказчиков. Такими заказчиками выступают не только государственные или общественные структуры. Можно выделить несколько типов заказчиков, определяющих основания для проектирования инноваций.

1.Конкретные люди, имеющие образовательные потребности, реализующие их, решающие возникающие при этом проблемы: педагоги, студенты... Ученик является непосредственным, а с точки зрения личностной парадигмы – главным заказчиком об­разования. Его родители, семья также претендуют на свою часть заказа в образовании ребенка. Задача педагогической инновати­ки – помочь решить образовательные проблемы людей. Нужны способы обеспечения учащихся условиями реализации их инди­видуальной образовательной траектории, технологии выбора и осуществления ими профильного обучения, требуется введение в учебный процесс ученического портфолио...

2.Организации – это тип коллективного заказчика – школы, вузы, предприятия. Школа выступает заказчиком на определен­ный тип образования сообразно своей педагогической концепции и программы. Например, существующие в стране авторские шко­лы нуждаются в поддержке инновационного развития. Необходи­мы разные типы учебников для разных школ. Это предмет особых научных изысканий. Поскольку педагогика не должка ориентиро­ваться только на обезличенную, одинаковую для всех массовую школу, то требуются соответствующие новшества – учебники для разных школ.

3.Регионы – территории различных уровней – от района и города до субъектов государства и отдельных стран. Регион, лест­ные муниципалитеты, промышленные предприятия, службы сер­виса... – им также важно иметь людей с определенным ти­пом образования, и они явно или косвенно определяют заказ на общее среднее образование в своих школах. Такой заказ находит выражение в национально-региональном компоненте образования.

4.Государство и общество устанавливают свой заказ в форме федерального компонента образовательного стандарта; в этот компонент входят различные структуры, в том числе и наука. Что касается заказов на научные исследования, то они находятся в основном в руках чиновников. Именно они в последние годы формулируют свой заказ в виде концепций, широкомасштабных экс­периментов, программ модернизации. Ученым лишь остается реализовывать данный тип заказа при его финансировании. В реаль­ности руководителям образования необходимо учитывать заказ на инновации со стороны регионов и других заказчиков.

5.Человечество в целом вправе ожидать от отдельных своих пред­ставителей продолжения своего развития. Международный заказ на педагогические инновации существует в форме объединений, организаций, программ как в явном виде, так и опосредованно, через имеющиеся мировые тенденции. Это болонский процесс, глобальная информатизация, компетентностный подход, борьба с угрозой терроризма… В этой области находится культуроло­гические начала образования, экологические, биосферные, тех­нологические...

6.Мир, Вселенная, Окружающая среда также выступает заказчи­ком образования находящихся в ней людей; например, это отно­сится к сфере живого на Земле (биосфера), сфере разума (ноо­сфера), сфере духа (пневматосфера – по П. Флоренскому), сфере космоса и др. Мы и наша планета существуем не сами по себе, а находимся в определенном месте мира и имеем назначение, оп­ределяющее сам смысл существования и образования каждого из нас. Отсутствие широкопространственного и дальневременного видения у чиновников, некоторых ученых привело к тому, что данный тип заказа на образование человека почти не учитывается при планировании инноваций. В то же время такие ученые, как К.Э. Циолковский (которого называли гражданином Вселенной) и Н.Ф. Федоров (философии общего дела), несли в себе плане­тарный, космический взгляд на педагогическую действительность. Педагогика русского космизма, вальдорфская педагогика, педа­гогика Рериха – в этих теориях имеются результаты научных исследований, подтверждающих необходимость учета общечело­веческого и вселенского факторов при проектировании инноваций.

Если проанализировать и сопоставить перечисленные типы за­казчиков, можно обнаружить их непропорциональное влияние на объем и характер происходящих исследований. Например, в Рос­сии сегодня доминирует федеральный, во многом администра­тивный заказ на исследования. Из-за этого нивелируется заказ организаций и частных лиц.

В других странах ученые ориентируются в большей мере на «обмен опытом». Вселенский заказ, как уже отмечалось, почти отсутствует в зоне первоочередного поля зрении ученых и педа­гогов.

Вероятно, само соотношение заказчиков между собой, их роли и приоритетности для планирования инноваций нуждаются в специальных исследованиях. Недостаточно делить исследования на фундаментальные и прикладные, их типология более многооб­разна.

К вопросу о заказчиках относится и финансово-экономиче­ский механизм исследований. Внутри педагогической инноватики этот вопрос не решается. Но главное в контексте поставленного вопроса – это необходимость разработки системы взаимодействия с заказчиками при планировании инновационных исследований. Технология организации такого взаимодействия, инструментарий, который применяется для оценки эффективности и важности заказа, – эти вопросы предстоит решать перед тем, как заказчи­ки будут включены в систему планирования педагогических ин­новаций.

Итак, образование и его модернизация должны проектироваться и обновляться с учетом всех групп заказчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: