Об Альфреде Адлере

Родился 7 февраля 1870 (В о до лей-Лошадь) в Австрии, в предместье Вены, в семье еврейского купца среднего достатка. В детстве Адлер много болел. Однажды он так сильно заболел воспалением легких, что семейный врач посчитал этот случай безнадежным; Адлера спас другой врач. Но несмотря на свою физическую слабость, он старался ни в чем не уступать сверстникам, и с этим печальным детским опытом, как утверждает сам Адлер, были связаны его идеи компенсации неполноценности. Будучи студентом Венского университета, он интересовался социализмом. На одном из митингов он встретил свою будущую жену, студентку из России. В 1902 году он стал одним из первых учеников Фрейда. Вначале, как и Фрейд, он был сторонником эволюционной теории Дарвина, но открыв для себя парадокс эволюции, что физическая неполноценность нередко способствует выживанию, отошел от «социального дарвинизма» и создал свое учение «индивидуальную психологию». Во время войны 1914 года служил в Австрийской армии в качестве врача. После войны подверг резкой критике систему Венского школьного образования и предложил свою. В 1935 году, в связи с усилением нацизма, эмигрировал в США. Умер скоропостижно 30 мая 1937 года, в городе Аберден (Шотландия), в возрасте 67-и лет.

3.3. Главная Сила «бессознательного» и психоанализ по Адлеру.

Адлер считал, что основную роль в «бессознательном» играют не Силы животные, которые сыграли главную роль в борьбе за выживание видов (например, Либидо), а Силы духовные, которые своей активностью содействуют стремлению к цели эволюции, к Совершенству: «Соответственно испытываемым трудностям и ощущению своей слабости человек испытывает растущее стремление ощутить свою силу (букв, стремление к власти — Streben nach Macht), с которым связана потребность индивида направить развитие присущих ему сил и возможностей к некой конечной, смутно представляемой им цели— «Совершенству»» [2, с. 132].

Стремление к Совершенству, согласно Адлеру, это врожденная потребность человеческой души, подавление которой лишает человека главного смысла жизни. «Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление или потребность, без которой жизнь была немыслимой» [11, вып.2, с 9]).

А отсутствие стремления к истинному Совершенству, по идее Адлера, наказывается свыше не кирпичом по голове, а лишением человека смысла жизни, что по сути означает личностную смерть «Вклад [в развитие человечества]- вот истинное значение жизни Тем многим людям, у кого было другое значение («Что я могу получить от жизни9»), как бы сама Земля говорила: «Уходите* Вы не нужны Умрите и исчезните» (А Адлер, цит. по [8, с. 34])

Эти мысли Адлера будут развиты в психологии духовности В. Франклом, хотя прямых ссылок он на него не делает.

Глубинная Сила, устремляющая человека к Совершенству, питает эволюционно молодые Силы «бессознательного», которые (об этом — в 8-й лекции), образуют истинное «Ядро» человеческой индивидуальности.

Адлер, пожалуй, был первым, кто последовательно отстаивал небиологический подход к трактовке «Ядра» душевного мира, образованного эволюционно молодыми Силами. Хотя эти эволюционно молодые Силы ранее не участвовали в борьбе за выживание, но именно они одухотворяют эволюционно старые Силы (биологические инстинкты) и дают им новый смысл развития. Так строится и развивается здоровая психика.

Ø «Ядро» душевного мира на схеме «сцена-подвал».

Главной Силой «бессознательного» Адлер считал скрытый «Личностный идеал» (иногда он говорит — «Целевой образ») человека Совершенного. Пробуждение из «бессознательного» образа «Личностного идеала» субъективно переживается как ощущение направленности к абсолютно неведомой Цели (то есть, ее не существовало ни в индивидуальном, ни в общечеловеческом опыте). Эта Цель своей скрытой активностью направляет человека к его индивидуальному Совершенству. Этот подход отодвигает биологическую целесообразность на задний план, а на передний план выступает небиологическая, то есть духовная целесообразность.

Отказ Адлера от «социального дарвинизма» подчеркивающего выживание наиболее приспособленных и уничтожение неприспособленных произошел после открытия им парадокса эволюции оказалось, что даже органическая неполноценность может стимулировать в нас высшие достижения, вовсе не вызывая необходимость поражения в борьбе за жизнь (изл по [11 вып 2, с 5])

Несмотря на то, что Адлер напрямую не говорит о Силах духовных, их существование есть прямое следствие отказа от биологического критерия Пробуждение эволюционно новых Рис. 7 Сил переживается как состояние творчества. Именно поэтому преодоление

биологической неполноценности, по Адлеру, возникает благодаря творческим Силам «Каждый индивидуум достигает конкретной цели преодоления посредством творческой силы, которая тождественна с самостью» (цит по [11 вып 2, с 12]) По-видимому, под «Самостью» Адлер подразумевает главную надиндивидуальную Силу души, которую в дальнейшем мы назовем Духовностью

Суть жизни по Адлеру — открывать эволюционно новые Цели «бессознательного» и служить им, а не адаптировать биологические инстинкты к нормам морали и культуры И это сяужение новому переживается еще и как устремленность в «будущее» (как оптимизм) «Мы постоянно ведем себя так, как если бы заранее уже знали будущее, хотя и понимаем, что знать ничего не можем» [2, с 239]

В поздних своих работах Адлер все больший приоритет отдает устремлениям личности, проявляющимся в «общественном чувстве». Об этом чувстве он говорит как о «врожденной способности, которую необходимо сознательно развивать» (А. Адлер, цит. по [8]). Именно с использованием в его теории понятия «общественное чувство» у Адлера зарождается идея устремленности психических явлений не только в «будущее», но и «ввысь».

Идея устремленности «ввысь» (то есть приоритет надиндивидуатьного по отношению к индивидуальному) у позднего Адлера ярко выражена в его словах «Нет сомнения, что социальное чувство выше индивидуальных устремлений» (А Адлер, цит по [8]) Говоря об общественном чувстве, Адлер сравнивает его также с «космическим чувством и отражением общности всего Космоса и жизни в нас» (А Адлер цит по [8])

Адлер говорит о конечной цели индивидуальной духовной эволюции, направляемой «Личностным идеалом», как о «богоподобии».

«Личностный идеал» подобно китайскому фонарику, высвечивает путь и направляет сознательные и бессознательные процессы к истинной цепи духовной эволюции «Кажущаяся противоречивость сознательных и бессознательных побуждений является лишь противоречием средств, которые, однако, для конечной цели возвышения личности и для фиктивной цели богоподобия несущественны и не важны» [2, с. 258]

На схеме «сцена-подвал» небиологическая Сила «Личностный идеал» изображена справа от пунктирной линии (Рис. 7). Справа, как вы помните (wi лекции 2), мы условились изображать Силы небиологические, то есть духовные.

Рис.7

Аспект существования «раннего» и «позднего» А. Адлера очень важен для точного восприятия его концепции «бессознательного» и метода психоанализа. Поэтому позвольте остановиться на этапах развития теории Адлера более подробно.

В ранних работах Адлер считал основной движущей Силой развития человека «стремление к власти», которое управляет процессами компенсации и сверхкомпенсации А «стремление к власти» вызвано чувством неполноценности, которое особенно переживается в детском возрасте

В поздних работах Адлер во многом пересматривает свои прежние воззрения и в качестве одной из основных движущих Сил поведения называет «чувство общности», недоразвитость которого характеризует людей с патологическими отклонениями психики

В отличие от Фрейда, Адлер каузальному объяснению поведения противопоставлял финальное только зная конечную цель, к которой стремится человек (не всегда ее осознавая), можно понять его поведение (см «Адлер» в [9])

Сначала Адлер для выделения главных Сил «бессознательного» (как и Фрейд) использовать биологический критерий, но в более широкой трактовке Он считал, что в борьбе за выживание, большую роль играет не Либидо, а стремление к власти И действительно, если самец имеет власть в стаде, то даже не обладая сексуальной привлекательностью, он может выбрать себе породистую самку и тем самым «выжить и размножиться» Поэтому ранняя трактовка содержания «Личностного идеала» была связана со стремлением к власти и пи превосходству Но стремление к превосходству следует понимать (как это подчеркивают многие исследователи Адлера) не как власть над людьми, а как борьбу ребенка за внимание В этом и состоит власть с психологической точки зрения.

Развивая концепцию борьбы за внимание, Адлер выделил два стиля этой борьбы: мужской и женский (Рис. 8) Эти стили как раз и задавались внутренним «Личностным идеалом» А невроз, согласно Адлеру, возникал из-за неадекватности стиля: мужской стиль у женщин порождал истерию (людоедка Эллочка из романа «Двенадцать стульев»), женский стиль у мужчин порождал неврастению (Васисуалий Лоханкин из романа «Золотой теленок»). Как известно, Эллочка стремилась к власти над мужчинами методом кройки привлекательной одежды, а Васисуалий Лоханкин, вызывая сострадание, держал власть над Варварой.

Рис. 8

Итак, «ранний» Адлер толковал «Личностный идеал» как стиль борьбы за внимание.

Ø Что побудило Адлера отказаться от биологического критерия?

Первой причиной отказа Адлера от биологического подхода, который базировался на каузальном принципе причинности, было его знакомство с работами философа Г. Вейингера, отстаивающего телеологический принцип причинности и утверждавшего, что на людей больше влияют ожидания будущего, чем их прошлый опыт.

Второй причиной отказа от биологического принципа «выжить и размножиться» было знакомство Адлера с «дьяволами отваги» циркачами, которые, как правило, были коротышками и имели многочисленные физические недостатки. Но их творческое продвижение к профессиональному совершенству достигалось тем, что ограничения в каких-то одних группах мышц они компенсировали мощным развитием других групп мышц и тренировкой общей физической ловкости (излаг. по [8, с. 16]).

Свой отказ от «социального дарвинизма» Адлер выражает словами: «Никакое несовершенство органов не влечет за собой ошибочного стиля жизни. Мы никогда не найдем двух детей, чьи железы одинаково повлияли на них. Мы не можем судить по телу, будет ли развитие души хорошим или плохим» (цит. по [8, с. 22]).

Итак, развитие идеи о перекомпенсации ущербного органа воплотилось в открытие парадокса эволюции: высот совершенства (выживания) относительно чаще достигают люди, в детстве страдавшие «комплексом неполноценности».

Для иллюстрации этого парадокса воспользуемся пояснительной схемой на Рис 9. Парадокс заключается в том, что «ущербные дети», которые явно имеют меньше шансов «выжить и размножиться», открывают и развивают в себе творческие Силы, дающие им сверх способности. Поэтому, благодаря этим творческим Силам, люди —в прошлом «ущербные дети» — относительно чаще, в сравнении с обыкновенными, становятся в авангарде (духовной) эволюции. Именно раннее осознание своей ущербности дает им раннее осознание несовершенства и разжигает в них скрытые творческие Силы, открывающие им уникальные пути к Совершенству. Кстати, именно поэтому не получила развития программа «евгеники», то есть генетического выращивания гениальных людей. Произошло это потому, что гены гениальных людей оказались ущербны, и если бы эта программа реализовалась, то гены гениальных людей порождали бы, образно говоря, «уродов», 9 из 10 которых «уходили бы в болезнь» (ломались, спивались и т.п.).

Рис.9

Ø Открытие Адлером «общественного чувства» как главного признака здоровой психики

После войны 1914 года взгляды Адлера меняются. Он говорит: «В чем действительно нуждается мир, так это в «Gemeinschaftsgefuhil» (общественное чувство)», (цит по [8. с. 11]),

Другое толкование «общественного чувства» Адлером: «Социальный интерес или общественное чувство — это способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие» (цит. по [8, с. 34]).

По нашему мнению, это чувство, скорее всего, обыкновенная и великая людская Доброта

Таким образом, вопрос о главной Силе сферы «бессознательного» Адлер решает на основе телеологического принципа. Он утверждает, что «Ядро» душевного мира образуется все-таки не «основным инстинктом»— Либидо (как у Фрейда), а образом «Личностного идеала», в скрытом виде устремляющим человека к Совершенству. Следовательно, осуществляя психоанализ «бессознательного», в символике проективного материала следует искать не Либидо, а «Личностный идеал», раскрывая человеку его истинное предназначение.

Выделив «Личностный идеал» на основе телеологического подхода в качестве главной Силы «бессознательного», Адлер строит свою телеологическую стратегию психоанализа.

Ø Психоанализ по Адлеру: искусство и сны

Когда духовное «Ядро» личности стремится на «сцену» сознания, у человека возникает стремление к общению с прекрасными творениями духовной культуры. И если эти божественно прекрасные порывы сдерживаются, то они все-таки прорываются в символике сновидений или напоминают о себе через ранние детские воспоминания. О «методе ранних воспоминаний» Адлера разговор будет позже.

Символику сновидений Адлер рассматривал не как символику инстинктов (Фрейд) или метаинстинктов (Юнг), которые являются Силами «прошлого», а как символику Сил «будущего». Следовательно, в творениях культуры есть не только символика сексуальных или мистических Сил, но и символика Сил духовных, предзнаменующих человеку его ближайшее и далекое «будущее».

Поэтому символику творчества и сновидений Адлер трактовал как скрытое проявление эволюционно новых Сил. Именно эти Силы вызывают у человека состояния возвышенного творчества.

Рассмотрим примеры трактовки произведений искусства, следуя подходу Адлера.

К сожалению, автор этих строк не нашел прямых примеров трактовки Адлером рисунков и картин, тем не менее идея трактовки выражена в следующих его словах: «Но прежде всего так можно представить сущность и труд человека искусства, художника, скульптора, композитора и особенно писателя. В самых незначительных чертах его произведений наблюдатель способен распознать основные линии личности, его жизненный стиль, может воссоздать то, что художник заранее в них скрыл в отношении финала» [2, с. 20].

Итак, психоанализ произведений искусства должен быть ориентирован на поиск и трактовку символов «будущего», так как именно эти символы говорят нам об эволюционно молодых Силах, зарождающихся в человеческой душе. Эти молодые Силы подобны цветам необыкновенной красоты, поэтому за ними следует бережно ухаживать и взращивать, создавая благоприятные условия и защищая от сорняков (то есть от эволюционно старых Сил).

Телеологический подход к трактовке искусства настолько необычен, что требует пояснения.

Рис. 10

Уфологи (уфология — наука об НЛО и пришельцах из Космоса) в качестве доказательства визита космических пришельцев, например, приводят старинную картину «небесной колесницы», на которой изображен человек, очень напоминающий пилота космического корабля в своей кабине (Рис, 10), На картине есть много технических деталей, изображение которых в те времена было невозможно: контур аппарата во многом напоминает корпус корабля с двигателем и соплом: правая рука расположена как бы на ручке управления и т. п.

С точки зрения каузального подхода (причина —в «прошлом») это можно объяснить только пришельцами из Космоса. Но если воспользоваться телеологическим подходом, то можно допустить, что сюжет этой картины, включая технические детали, приснился автору из «будущего», то есть это был вещий сон.

Таким образом, если психоанализ по Фрейду — это воспоминание о прошлом, то психоанализ по Адлеру можно назвать «воспоминанием о будущем».

Итак, психоаналитический материал с точки зрения принципа саморазвития следует рассматривать не только с точки зрения «прошлого», но в большей степени с точки зрения «будущего», очень важный момент в трактовке произведений искусства.

С возникновением теории «бессознательного» направление реализма в искусстве было оттеснено символизмом. Эта теория в интерпретации Фрейда утверждала, что реализм не выражает истинных глубин человеческой души, ибо реалистическое изображение — это образы, искаженные «цензурой сознания». Поэтому художники задумали обойти цензуру сознания и выразить глубинные образы души, используя символические средства.

Но, как мы выяснили при обсуждении физиологического аспекта, существуют две сферы бессознательных Сил: эволюционно старые Силы (животные — на 3-х % активных нейронов) и эволюционно новые (духовные — на 97-ми % нейронов запаса). Исходя из этого соотношения Сил, подлинное искусство должно было бы открывать человеку перспективу его духовной эволюции, пробудив в нем Силы, в скрытом виде томящиеся в духовной сфере «бессознательного» (Рис. 7). Физиологически это означало бы востребование «молчащих нейронов» и уменьшение их гибели.

Так вот, беда художников-символистов в том, что они начали воплощать в своих картинах не духовную, а животную сферу «бессознательного», поэтому возникло множество направлений по сути являющихся животным символизмом. Примером животного символизма может служить фрагмент картины Пабло Пикассо «Интерьер с фигурами» (Рис, 11).

Рис.11

Следует подчеркнуть, что фрейдовский признак «гадостных» переживаний, являющийся признаком приближения к истинным глубинам человеческой души, стал теоретической основой «гадостного» искусства, то есть искусства, вызывающего неприятные эмоции. Очень многие художники, рисуя то. от чего просто тошнит, с философским снобизмом заявляют, что признак «гадостного восприятия» в их картинах есть признак истинного выражения в таких картинах человеческой натуры. Но эта «истинная» натура по сути является животной натурой, как доказывал всю жизнь Фрейд.

При этом. следуя концепции «среагирования» Фрейда, художники говорят о пользе неприятных переживаний, объясняя это тем. что при восприятии таких неприятных образов из человека как бы все гадости выходят, душа его очищается, и человек чувствует себя легко и свободно.

С точки зрения принципа саморазвития это неверно: при общении с «гадостным искусством» пробуждаются животные Силы (инстинкты), которые подавляют духовные Силы (подобно сорнякам, подавляющим рост красивых цветов), тем самым нарушается духовная эволюция человека и возникает невроз по Адлеру.

Таким образом, принцип саморазвития утверждает, что истинный символизм—это духовный символизм. Именно он выражает истинную духовную природу человека, а животный символизм лишь вскармливает эволюционно старые животные Силы, которые должны уступить место Силам духовным, эволюционно молодым.

По мнению автора этих строк, примером духовного символизма является русская и мировая иконопись.

Рассмотрим примеры трактовки символики снов, следуя подходу Адлера.

Основная идея психоанализа снов с точки зрения телеологического подхода выражена в следующих словах Адлера: «Снова и снова как заклинание повторяется мысль: сон может открыть будущее! У знаменитых толкователей снов в Библии, Талмуде, у Геродота, Артемидора, Цицерона, в «Песне о Нибедунгах» звучит убеждение: сновидение — это взгляд в будущее! И все помыслы были направлены на то, чтобы научиться толковать сновидения и выведать будущее» [2, с. 237].

Адлер особо подчеркивает, что «будущее» восходит из «бессознательного» и переживается как устремленность к цели: «Наше мнимое знание о будущем должно находиться в бессознательном, должно быть недоступно пониманию и сознательной критике» [2, с. 240].

Трактовка снов у Адлера принципиально иная, чем у Фрейда. Согласно Адлеру: «Сон извлекает чувства, аффекты и настроения, которые должны защищать жизненный стиль от common sensey> [2, с. 67]. Вот некоторые примеры трактовки символики снов по Адлеру: Полет ввысь — мысль о победе. Детский страх перед смертью — профессия врача. Школьный экзамен — чреватое риском решение. Старший брат — сильный противник. Пропасть или падение — угроза.

Сравните, у Фрейда полет во сне — это стремление к половому акту, а у Адлера — это стремление к победе, к Совершенству.

Ø Приведем конкретные примеры трактовки снов «раннего» Адлера, следуя схеме Рис. 8.

«Мужской» стиль у женщин в сновидениях: «Почти во всех ее сновидениях мужчины появляются в образе животных, которых она либо побеждает, либо обращает в бегство» [2, с. 111]. Это может быть сон людоедки Эллочки.

«Женский» стиль у мужчин в сновидениях: сны «связанные с падением и преступлениями, в которых видна чрезмерная предосторожность — что, например, могло бы случиться», а также сны. в которых «человек чувствует себя скованным, неспособным ничего добиться, опаздывает на поезд, сдает экзамены...». Такими могут быть сны Васисуалия Лоханкина.

Развивая идею трактовки снов «позднего» Адлера, необходимо привести символику счастливых снов, которые через «социальное чувство» сближают человека не только с человечеством, но и со всем Космосом. Об этом мы поговорим на лекции, посвященной теме «Личность».

Скажем лишь, что если «духовное» «Ядро» личности стремится на «сцену» сознания, то у человека возникает стремление общаться с прекрасными творениями духовной культуры. Поэтому символика сновидений «позднего» Адлера рассматривалась как скрытое стремление к духовному Совершенству. Отсюда культура человеческая — это не сублимация Либидо, а эволюция Духа, направленная к цели, именуемой Совершенство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: