Психологический аспект.
Статьи словаря: Адлер Альфред [7 с. 12], индивидуальная психология [7 с. 136].
Реализация принципа саморазвития в изучении душевного мира заключается в раскрытии устремленности его элементов к скрытым небиологическим, то есть духовным Целям.
Фрейд «оживил» Силы «бессознательного», но признавал только Силы животные. Адлер сделал следующий шаг в развитии концепции «бессознательного». Преодолев «»очевидные» аксиомы биологической целесообразности», он свергнул «Эроса с трона» и открыл существование скрытых Сил души, направляющих ее эволюцию, вопреки биологической целесообразности, к духовному Совершенству. Свою систему взглядов Адлер назвал «индивидуальная психология» [7, с. 20].
«Индивидуальная психология» соответствует принципам активности и саморазвития, но не соответствует принципу иерархичности. Хотя в поздних работах у Адлера возникает идея иерархичности, когда он говорит, что здоровая психика должна обладать «общественным» или «космическим» чувством, то есть нормальное душевное развитие должно быть направлено не только в «будущее», но и «ввысь».
|
|
Принцип активности как реализация приоритета «будущего» над «прошлым» в глубинной психологии развивался в форме перехода от фрейдизма к индивидуальной психологии А. Адлера. Индивидуальная психология дала новый телеологический метод психоанализа трактовки глубинных Сил «бессознательного».
Искусство использовать принцип саморазвития в психологии — это умение предвосхищать будущие события человека на основе трактовки психоаналитического материала (рисунки, сны и др.). Это подобно искусству ясновидящего, использующего кофейную гущу лишь как ритуальное условие: гуща не предсказывает — предсказывает сам человек.
Идея телеологической трактовки душевного мира возникла еще у Аристотеля в учении об «энтелехии» (греч. entelecheia — имеющее цель в самом себе). «Энтелехия» — это целеустремленность, целенаправленность как движущая сила, активное начало, превращающее возможность в действительность [12. с. 541]. Согласно Аристотелю, каждый живой предмет природы имеет внутреннюю актуальную цель, целевую причину, которая и есть источник движения от низших форм к высшим. [12, с. 451],
Если Фрейд, руководствуясь биологическим критерием «выжить и размножиться», считал, что в сфере «бессознательного» действуют только Силы «прошлого» — инстинкты, то Адлер доказывал, что в «бессознательном» существуют эволюционно новые Силы (силы «будущего»), и эти Силы должны иметь приоритет по отношению к Силам «прошлого»—инстинктам. Именно поэтому подход Адлера к трактовке Сил «бессознательного» называют телеологическим (греч, teleos — цель, logos — учение).
|
|
Телеологическая (или целевая) трактовка душевного мира «индивидуальной психологии» А. Адлера точно выражена в следующих его словах: «Душевная жизнь человека, словно созданный хорошим драматургом персонаж, устремляется к своему пятому акту» [2г с. 22].
Анализ хорошо знакомых психологических явлений с точки зрения вопроса «для чего?» открывает новое методологическое видение.
Зарождение эволюционно новых Сил, согласно Адлеру, переживается как устремленность в «будущее» или целеустремленность: «Если посмотреть повнимательнее, то обнаружится следующая закономерность, пронизывающая проявление любого душевного события: мы не способны думать, чувствовать, желать, действовать, не имея перед собой цели» [2, с. 22].
Важный момент: телеология — это не просто учение о цели, это прежде всего учение о неосознанной цели, и Адлер это подчеркивает.
«Любое душевное явление, если оно должно помочь понять человека, может быть осмысленно и понято лишь как движение к цели. Конечная цель у каждого возникает осознанно или неосознанно, но ее значение всегда неизвестно» [2, с. 23].
Приведем примеры телеологической трактовки Адлером некоторых хорошо известных психических явлений.
Трактовка психических процессов на примере памяти.
Индивидуальная психология «обязательно задаст вопрос; какую цель преследует слабость памяти9 Какое это имеет для нее значение7 Эту цель мы можем раскрыть лишь на основе интимного знания об индивиде в целом, потому что понимание части проистекает только из понимания целого» [2. с. 24]. Далее Адлер предлагает через индивидуальные особенности слабости памяти не тренировать память, а искать уникальное предназначение личности в целом, ее «жизненный план», и, в соответствии с этим планом, предлагать пути развития личности.
Трактовка психических состояний.
У одной дамы были навязчивые страхи. Адлер начинает поиск причин приступов страха у этой дамы с вопроса не «почему!», а «для чего?» возникает страх. Это подход открыл новое толкование возникновения эмоций. Он обнаружил, что страх не есть следствие детской сексуальной травмы (как считал Фрейд): страх — это скрытый способ власти над мужем. В частности, страх появлялся, когда муж управлял каретой, но когда дама сама садилась на козлы, страх исчезал.
В случае с дамой следует отметить одно парадоксальное явление: «Если лошади бежали быстро, у нее также возникал страх. Как только ее муж это заметил, он ради забавы стал подгонять лошадей еще сильнее Ее оружие [власти] — страх отказало. То. что произошло после этого, является важным и примечательным для понимания кажущегося излечения - чтобы муж не подгонял лошадей, приступа страха не возникало» [2, с 106]
Трактовка индивидуальных особенностей.
Анализируя формирование характера человека. Адлер указывает, что черты характера (амбициозность, зависть недоверие и др.) возникают как грани его целевой ориентации «Это не первичные, а вторичные факторы, навязываемые тайной целью индивидуума, они должны пониматься телеологически (А. Адлер цит. по [11, вып 2, с 11])
«Черты характера тоже не существуют сами по cебе они всегда соответствуют индивидуальному жизненному плану, представляя его наиболее важные средства борьбы» [2, с. 28]
В главе о физиологическом аспекте принципа саморазвития мы для опровержения биологического критерия («выжить и размножиться») привели современные доводы в пользу телеологического подхода к обоснованию главных движущих Сил душевного мира.
Рассмотрим, как на основе отрицания всесилия биологического критерия выделял и обосновывал главную Силу души А. Адлер, а затем, в соответствии с исходными теоретическим представлениями, рассмотрим как Адлер строил свой метод психоанализа.