О предназначении нейронов

С точки зрения принципа саморазвития нейрон рассматривается как Существо, имеющее свое уникальное предназначение — скрытую в геноме цель.

Целенаправленность нейронов имеет два аспекта рассмотрения. Первый связан с прямыми данными о целенаправленной активности нейрона, второй, принципиально очень важный, связан с обоснованием уникального предназначения нейронов.

Ø О целенаправленной активности нейрона.

Как это понимать находится причина находится в «будущем», ведь будущего еще нет?

При изучении нейрона это означает, что нейрональная активность предшествует одному и тому же будущему событию при разных предшествующих, например, подходу к кормушке после нажатия на разные педали. А это и означает, что причина активности нейронов не определяется «прошлым», то есть не является реакциями на определенные прошлые события, а предваряет появление определенных событий «будущего»: «Появление активаций корковых нейронов в поведенческих актах не зависит от образов уже достигнутых результатов и целиком определяется только образами, выступающими в качестве целей» [13, с. 22].

То, что активность нейрона целенаправленна и определяется «будущим» означает также, что экспериментатор может предсказать «будущее» поведение животного: если в эксперименте регистрируется активность нейрона и известно его предназначение (например, подход к педали №1), то экспериментатор на все 99% будет уверен, что кролик подойдет именно к этой педали (Рис. 4, вверху) и не подойдет к педали №2, хотя в том и другом случае он получит морковку. При этом кролик может подходить к педали №1 из разных позиций и нажимать разными лапами — все равно активность нейрона будет предшествовать подходу. В тоже время при сходных (для экспериментатора) актах нажатия на другую педаль №2 тот же нейрон не активируется (Рис. 4, вниз}), хотя движения кролика те же и получает он также морковку.

Рис.4

«Четкая и постоянная связь активаций некоторых нейронов только с определенными будущими результатами при любом способе их достижения позволяет предположить что их активации определяются исключительно образом конкретной цепи и не зависят от изменяющейся текущей информации и среды» [13, с 22]

Таким образом, активность нейрона не зависит от предусловий и прекращается по завершении соответствующего поведенческого акта (в данном случае подхода к педали №1), то есть нейрональная активность, как и Вселенная, имеет внутреннюю цель, сосредоточенную в его геноме.

Ø Об уникальном предназначении нейрона.

Доказательство целенаправленной активности нейрона лишь первый шаг реализации принципа саморазвития. Второй шаг — доказательство существования уникального предназначения нейрона.

Этот раздел требует особого внимания, ибо на его выводах устраняется всесилие биологического критерия естественного отбора: «выжить и размножиться». Следовательно, небиологические, то есть духовные Силы, перестают быть эпифеноменами Сил животных (как считал Фрейд), так как они обладают своим собственным «телом» — «нейронами запаса».

Наши рассуждения будут основаны на положениях системно-селекционной теории В. Б. Швырков а, построенной, в свою очередь, по аналогии с клонально-селекционной теорией иммунитета лауреата Нобелевской премии Ф. Бернета.

Клонально-селекцнонная теория Ф. Бернета была создана для объяснения того, как возникает в организме иммунитет, то есть способность бороться с инфекционными болезнями. Суть теории Бернета в том, что иммунные Силы организма, прекрасно побеждающие конкретную инфекционную болезнь, совершено бессильны научиться бороться с другой болезнью, поэтому для другой болезни надо активизировать другие Силы. Из этого следует, что Силы иммунитета изначально имеют уникальное предназначение, или — если хотите — уникальную судьбу. Поэтому, если вдруг организм заболел какой-либо новой болезнью, с которой в прошлом у него не было опыта борьбы, то победа над этой эволюционно новой болезнью происходит не через обучение старых Сил иммунитета, а через пробуждение эволюционно новых Сил и их размножение [3].

Теория Бернета начинается с вопроса как у организма возникают защитные силы для борьбы против новой инфекции, попавшей извне в организм, например, Оспы. Для большего понимания попробуем передать суть теории Бернета, используя следующую метафору.

Что было известно? Если в организм попадает Враг по имени Оспа, то в организме против нее возникает Рыцарь по имени АнтиОспа, который побеждает Оспу и продолжает нести сторожевую службу на случай повторной инфекции Если это случается, то расправа с Оспой уже коротка АнтиОспа ее убивает мгновенно Так вырабатывается иммунитет.

Согласно теории Бернета, Рыцарь АнтиОспа имеет уникальную боевую специализацию, он умеет побеждать только Оспу. Если он встречается с Холерой. то он тут же погибает. Холеру может победить только Рыцарь по имени АнтиХолера

Возникает вопрос как происходит «боевая специализация» Рыцарей (иммунных Сил организма) в ситуации, когда абсолютно новая инфекция, например Враг по имени Икс, попадает в организм, ведь в организме нет эволюционного опыта борьбы с этим Врагом, так как в прошлом ни один из Рыцарей этого Врага не побеждал

Вначале была «инструктивная теория», предполагавшая, что Рыцари все-таки учились бороться со своими Врагами методом проб и ошибок В результате этой борьбы ковался Рыцарь Анти-Икс умеющий побеждать Икс, который потом размножался, и возникал новый боевой клан Рыцарей по имени Анти-Икс Так думали. Ho суть теории Бернета в том, что Рыцари иммунитета не могут обучаться? Они всегда имеют уникальное предназначение.

Откуда же тогда берется Анти-Икс Оказывается, с самого рождения в организме существует огромная армия Рыцарей непонятного эволюционного предназначения В изложении В Б Швыркова возникновение иммунитета происходит следующим образом «Антиген [Враг] не инструктирует, а находит заранее существующий под него лимфоцит рыцаря], с ним взаимодействует и тогда лимфоцит [Рыцарь] со страшной скоростью делится. Вот почему теорию называют клональной. Клон — поколение одной клетки [Рыцаря]. Антиген [Враг] только стимулирует деление [Рыцаря], больше ничего не делает, а специфичность [боевая специализация Рыцарей] существует заранее, тогда не надо менять ему [Рыцарю] геном [то есть боевую специализацию], потому что их [Рыцарей] много они плавают, потом размножаются, и получается иммунитет» (В Б Швырков, 1972, запись с фонограммы лекции)

Таким образом, иммунитет состоит из Рыцарей «прошлого» и «будущего» (Рис. 5)

Рис.5

Рыцари «прошлого» (АнтиЧума, АнтиХолера и др) действительно в прошлом имели явный эволюционный опыт борьбы с соответствующими врагами организма (на Рис 5 они "Будущее" изображены слева).

Рыцари «будущего» — это огромная армия Рыцарей, которая не имеет вообще явного эволюционного опыта борьбы с известны-¥ V У V Y ми Врагами, и назначение этих Рыцарей с точки зрения истории борьбы за выживание вообще непонятно — их можно назвать икс «Рыцарями запаса», существующими заранее для борьбы с эволюционно новыми Врагами (на Рис 5 они изображены справа)

Для пояснения проделаем мысленный эксперимент. Если, например, мы разбудим Рыцаря «будущего» и расспросим его об абсолютно новых Врагах из «будущего», то он может нам поведать о том, что его предназначение — сразиться через миллион лет с Врагом по имени Игрек (он даже опишет как он выглядит) победить его и размножиться чтобы повысить вероятность встречи со своими Врагами Если это сражение произойдет то он переходит в сферу «прошлого» Следует подчеркнуть что как такового боя при этом нет. АнтиИгрек побеждает Игрек мгновенно если конечно он с ним встретится Но, ее та с Рыцарем АнтиИгрек встретится другой Враг (например, СПИД) то он сам мгновенно погибнет Поэтому Рыцари иммунитета не обучаются, а реализуют свое боевое предназначение.

А теперь давайте рассмотрим как реализуются каузальный и телеологический подходы к трактовке Сил иммунитета Если мы встретимся с Рыцарями «прошлого» «АнтиЧума» или «АнтиХолера», то с точки зрения каузального (вопрос почему9) подхода их наличие ясно в организме их оставил естественный отбор Но мы можем встретиться с Рыцарями «будущего», поэтому, мы не можем от них требовать ответа на вопрос почему?, так как явного эволюционного опыта борьбы они еще не имели В этом случае мы должны использовать телеологический подход, то есть задаться вопросом для чего ты существуешь9 Только изучая эволюционное предназначение, можно понять для чего организм «тащит» через вечность такую армию Рыцарей «будущего»

Таким образом, иммунная Сила подобна богатырской Силе Ильи Муромца. Силы Ильи находились в спячке, но, когда Враг пришел на Русскую землю, Илью разбудили и он сразу (без обучения) обрел способность побеждать именно этого Врага. Но для другого Врага надо будить другого богатыря.

Системно-селекционный подход В.Б. Швыркова [15, с. 85-96] построен на том же основании, что и концепция Бернета. Оказалось, что нейроны, так же как силы иммунитета, не обучаются, а имеют свое уникальное предназначение. Если в теории Бернета при возникновении эволюционно новой критической ситуации, силы иммунитета пробуждались и размножались, то в случае с нейронами приобретение нового опыта выхода из эволюционно новых проблемных ситуаций происходит не за счет переучивания нейронов, а за счет пробуждения эволюционно новых нейронов из числа «нейронов запаса» (или «молчащих нейронов»), которых в головном мозге насчитывается около 97%.

Если перенести это положение на представление о развитии индивидуальности, то индивидуальная душевная эволюция будет заключаться не в адаптации эволюционно старых Сил (например, Либидо) к новым ситуациям жизни, а в пробуждении эволюционно новых Сил, адекватных этим ситуациям. При этом нейрофизиологическим субстратом этих Сил являются «нейроны запаса».

Итак логика построения теории В.Б.Швыркова аналогична теории Бернета. Если продолжить метафору, то это означает следующее

1. Нейроны, как и Рыцари иммунитета не переучиваются, то есть их активность всегда предваряет достижение одного и того же результата — определенного соотношения организма со средой Другими словами «Если клетки были однажды настроены, они не могут быть изменены» [15, с 87]

2. Существует огромное количество (97%) «нейронов запаса». Эволюционный смысл этих нейронов с точки зрения прошлого опыта непонятен, поэтому «нейроны запаса» являются нейронами «будущего» (Рис 6).

Рис.6

3. Нейроны «будущего» («нейроны запаса») называются еще «молчащими нейронами» Их молчание означает невозможность (так как нет условий) реализовать нейрону свое предназначение Поэтому через некоторое время они начинают погибать в пределах от 15 до 85% в разных структурах мозга [15 с 138]

А теперь самый главный момент системно-эволюционной теории. При проведении эксперимента с четырьмя педалями и одной кормушкой был обнаружен нейрон нажатия на педаль №3 [13 с 23] то есть его активность предшествовала исключительно нажатию на педаль №3. Несмотря на то, что кролик делал те же движения перед нажатием на педаль №2 и достигал той же цели (получал морковь из той же кормушки) этот нейрон молчал.

Поскольку нейроны не переучиваются, то получается, что кролик родился с нейронами предопределяющими события его будущей жизни (образно говоря, эти нейроны можно назвать нейронами «вещих снов») Это так потому, что в «прошлом» ни один кролик на педаль №3 не нажимал «Трудно представить, что кролик родился чтобы потом нажимать на педаль, тем не менее это так. Нейрон нажатия на педаль — это прежде молчащий нейрон. В генетической памяти нейрона «нажатия на педаль» быть не могло» [В Б Швырков, 1972, стенограмма лекций]

Итак, нейроны не переучиваются «специализация нейронов постоянна и обучение происходит за счет специализации прежде не специализированных молчащих нейронов запаса» [14, с 39]

Если продолжить мысленный эксперимент с пробуждением Рыцаря «будущего», то в принципе возможно будить так же и нейроны «будущего», и они нам могут рассказать о событиях нашей индивидуальной и эволюционной судьбы. Конечно, это метафора, но она не искажает сути телеологического подхода к изучению нейрональной активности: обучение - это «воспоминание о будущем».

Если обучение происходит как избирательное включение «нейронов запаса», которые никогда не принимали активного участия в эволюции, то есть в борьбе за «выживание и размножение», то «нейроны запаса» существуют в организме вопреки критерию биологической целесообразности, поэтому их можно назвать нейронами небиологических, следовательно, духовных Сил.

Внимание! Очень важный вывод: критерий биологической целесообразности, которым пользовались 3. Фрейд и К. Юнг неверен. Если нормальное развитие индивида заключается в пробуждении эволюционно новых нейронов, то нормальная эволюция Души есть пробуждение эволюционно новых (духовных) Сил сферы «бессознательного», а не адаптация к новым условиям старых животных Сил «прошлого»: Либидо, Агрессии, Архетипов и др. (Рис. 6).

Таким образом, принцип саморазвития, реализованный в физиологии как телеологическая трактовка предназначения «нейронов запаса», прямо указывает на несостоятельность принципа биологической целесообразности, которому следовали Фрейд и Юнг.

Отсюда физиологическое резюме: Фрейд в обосновании Либидо как главной Силы души был прав лишь на 3%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: