Понятие маркетинга имеет двоякую сущность: как функции управления и как концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночной экономики.
Вначале рассмотрим четыре основные функции управления:
1. Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и её составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей.
2. Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для её нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.
3. Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения поставленных целей.
4. Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
|
|
В качестве философии бизнеса Ф. Котлер выделяет пять подходов в управлении маркетингом, которые представляют собой сущность бизнеса.
1. Концепция совершенствования производства – потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Задача фирмы состоит в совершенствовании экономической эффективности производства и снижении цен на товары.
2. Концепция совершенствования товара – потребители будут благосклонны к товарам, предлагающим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики. Задача фирмы заботиться о повышении качества товаров или услуг.
3. Концепция интенсификации коммерческих усилий – потребители не будут покупать товары фирмы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Задача фирмы - прилагать максимум усилий для продвижения своих товаров на рынок.
4. Концепция маркетинга - целью организации является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными, чем у конкурентов способами.
5. Концепция социально - этичного маркетинга - задачей фирмы является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением или укреплением благополучия потребителя и общества в целом (имеется некое созвучие с понятием «социальная ответственность бизнеса»)