Основные понятия и этапы развития маркетинга

Что такое маркетинг

Взаимосвязь курса с другими дисциплинами учебной программы.

Предмет и задачи курса.

Цель изучения дисциплины.

Введение


Цель курса маркетинг технологического оборудования - сформировать у студентов специальности 151002 «Металлообрабатывающие станки и комплексы» основы знаний в данной области, осветить специфические проблемы маркетинга в сфере технологического оборудования и дать конкретные рекомендации по ведению практической деятельности.


Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований к подготовке специалистов по направлению 657800 «Конструкторская и технологическая подготовка машиностроительных производств» в части маркетинга технологического оборудования, установленных образовательным стандартом высшего профессионального образования ОмГТУ. Процесс изучения курса завершается проверочными мероприятиями в форме зачета, что способствует закреплению теоретических знаний у студентов и освоению ими практических навыков по принятию решений в сфере маркетинга технологического оборудования.

Данный курс лекций разработан на основе учебного плана ОмГТУ для специальности 151002 «Металлообрабатывающие станки и комплексы», учитывает изучение студентами общепрофессиональных и специальных дисциплин, включая дисциплины специализации технической направленности, а также дисциплин «Экономика машиностроения» и «Организация производства и менеджмент».

1.1.Основные понятия и этапы развития маркетинга.

1.2.Функции маркетинга и сущность.

1.3.Специфика промышленного маркетинга.

Маркетинг — одна из основополагающих дисциплин для профес­сиональных деятелей рынка. Желающие изучать маркетинг могут найти множество книг по данному предмету. Но даже самые толстые учебники едва скользят по поверхности этой науки, ибо о каждом инструменте маркетинга не­обходимо знать огромную массу сведений. Впервые приступающим к изучению маркетинга требуется самое общее представление об его осно­вах, чтобы не утонуть в море конкретных подробностей.

В данном курсе лекций с позиций именно такого подхода рассмотрены классические основы маркетинга. В то же время специфические особенности и практические рекомендации в части промышленного маркетинга и его основной составляющей части - маркетинга технологического оборудования рассмотрены более подробно. Цель - подготовить специалиста-машиностроителя по специальности «Металлообрабатывающие станки и комплексы» к при­нятию квалифицированных решений в данной сфере.

Термин "маркетинг" происходит от английского слова " market ", что в переводе на русский язык означает "рынок" и получил официальное признание в 1935 году, будучи впервые введенным Национальной ассоциацией преподавателей экономики США. Однако учебник «Промышленный маркетинг в машиностроении» 2005 года сообщает, что офици­ально курс «Маркетинг продукции компании» начал читаться преподавателем У. Э. Крюзи в Пенсильванском университете в 1905 году.

В современной отечественной и зарубежной литературе нет общепринятого определения маркетинга. Сходство взглядов прослеживается лишь в том, что это явление связано с рыночной деятельностью. Предлагается два варианта толкования.

Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Филипп Котлер).

Маркетинг - комплексный подход к управлению производством и реализацией продукции, ориентированный на учет требований рынка… (современный словарь иностранных слов)

Первоначально термин " marketing " имел смысл - "сбывать продукцию на рынке" в условиях, когда разделение труда было недостаточно развито, в силу чего практически отсутствовала конкуренция. Для достижения желаемого объема продаж и получения прибыли требовались лишь незначительные усилия, в основном связанные с рекламой. Эта концепция управления может быть охарактеризована как концепция "товара" и ее можно рассматривать как первый этап развития маркетинга.

Изменения в мировой экономике в 50-60 годы 20 века и позже, связанные с развитием научно-технического прогресса, резко обострили проблему сбыта продукции. Основная проблема увеличения объема продаж и роста прибыли переместилась из сферы производства в сферу обращения, сбытовой деятельности, что нашло отражение в изменении концепции управления, котораюя получила название концепция "сбыта".

Начиная с этого периода уже не сбыт подстраивается под производство, а производство определяется сбытом, ориентацией на рынок. Более подробно концепции маркетинга будут представлены ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: