Ту by 100195. 015-2004

Технические нормативные правовые акты (ТНПА) в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС)

Организация работ по техническому нормированию и стандартизации в Республике Беларусь

Рисунок 2 - Классификация промышленной продукции

В Республике Беларусь

И СТАНДАРТИЗАЦИИ

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

Тема 1.1 Составные элементы технического нормирования и стандартизации

С целью гармонизации национального законодательства в области стандартизации с принципами международной практики введен новый единый термин - «техническое нормирование и стандартизация».

Стандартизация – деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач. Она направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Техническое нормирование – деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Техническое нормирование призвано решать социальную цель – защита жизни, здоровья людей и окружающей среды от неблагоприятного воздействия продукции, что обуславливает актуальность и глобальность данного направления деятельности.

Сущность технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь отражена на рисунке 1.

НАДСТРОЙКА: правовые и организационные основы – законы, постановления Совета Министров, постановления Госстандарта РБ
ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ предусматривает обоснованность нормирования требований безопасности к объекту и обязательность этих требований в таком техническом нормативном правовом акте (ТНПА), как технический регламент
СТАНДАРТИЗАЦИЯ предусматривает разработку государственных стандартов на основе консенсуса и применение их требований по принципу добровольности
БАЗИС: Принципы международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК и др.)

Рисунок 1 – Сущность технического нормирования и стандартизации

Важным результатом деятельности в области технического нормирования и стандартизации (ТНиС) должно стать улучшение качества потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения.

Упорядочение свойств любых объектов происходит в соответствии с определенными правилами и нормами. Оно призвано контролировать параметры объекта, оценивать уровень качества объекта, выявлять зависимости между свойствами объекта в целом и функциональными параметрами, характеристиками его элементов. В связи с этим техническое нормирование и стандартизацию следует рассматривать в трех ключевых направлениях: как науку, как практическую деятельность, как элемент управления качеством.

Как наука техническое нормирование и стандартизация имеет свои научно обоснованные термины, определения, принципы, методы исследований, рассматривает вопросы государственного регулирования и управления в данной области, способствует совершенствованию ее практической деятельности.

Как практическая деятельность техническое нормирование и стандартизация связаны с разработкой, внедрением и применением ТНПА, надзором за выполнением требований, правил и норм, изложенных в них, планированием и финансированием в данной области деятельности.

Как элемент управления качеством техническое нормирование и стандартизацию следует рассматривать как фактор ускорения научно-технического прогресса, интенсификации производства и повышения его эффективности.

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

- защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

- повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг);

-технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции (взаимозаменяемость – пригодность одного изделия, процесса или услуги для использования вместо другого изделия, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований);

- устранения технических барьеров в торговле;

- единства измерений;

- национальной безопасности;

- рационального использования ресурсов.

Задачи технического нормирования и стандартизация:

- установление оптимальных (в том числе обязательных) требований к качеству и номенклатуре продукции (услуг) в интересах потребителя и государства;

- развитие унификации продукции (унификация продукции – это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения);

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных

социально-экономических, научно-технических программ, инфраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды и др.)

Принципы технического нормирования и стандартизации:

- обязательность применения технических регламентов;

- доступность технических регламентов, технических кодексов практики и государственных стандартов, а также информации о порядке их разработки, утверждения, опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

- применение международных и межгосударственных стандартов;

- использование современных достижений науки и техники;

-обеспечение права участия юридических и физических лиц, а также технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов практики, государственных стандартов;

- добровольное применение стандартов.

Объектами технического нормирования и стандартизации являются продукция, услуги, процессы, информация.

Продукция – продукт труда, произведенный для последующей реализации или производственного потребления.

Под промышленной продукцией понимается материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и индивидуального характера.

Классификация промышленной продукции представлена на рис. 2.

Услуги – это блага, полезные результаты производственной деятельности, удовлетворяющие определенные потребности, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи и реализуются по ценам, целиком или в значительной мере покрывающим издержки производителя (за счет выручки от реализации) и обеспечивающим ему прибыль. Для услуг характерна неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, неспособность к хранению.

Процессы, работы - деятельность, направленная на производство и реализацию продукции или услуг.

Информация - условные обозначения, термины, опреде­ления, единицы физических величин, пиктограммы и пр.

Субъектами технического нормирования и стандартизации являются:

- Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов. К государственным органам относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и другие государственные органы в соответствии с законодательством;

- Юридические и физические лица, включая иностранные;

- Иные субъекты гражданских правоотношений (в том числе иностранные), которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации.

Тема 1.2 Государственная система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь

В Республике Беларусь государственная система стандартизации (ГСС) начала формироваться в 1991-1992 гг. на основе принципов, выработанных Межгосударственной системой стандартизации (МГСС) стран СНГ. В 1995 году в Республике Беларусь был разработан и принят Закон «О стандартизации».

В соответствии с этим Законом государственные стандарты содержали требования, обеспечивающие:

1) безопасность продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды (ОС);

2) совместимость и взаимозаменяемость продукции;

3) маркировку продукции;

4) единство методов контроля. Все эти требования были обязательны дляисполнения.

Требования государственных стандартов, касающиеся потребительских характеристик продукции, её эксплуатационных свойств, гарантийных сроков были добровольными.

До 2004 г. обязательные требования стандартов использовались в качестве меры государственного регулирования требований к продукции и услугам. В тоже время многие требования к продукции и услугам, в том числе и обязательные, были установлены в подзаконных актах, носящих в основном ведомственный характер, что создавало определённые трудности как для отечественных, так и для иностранных производителей. В этой части положения ГСС не отвечали требованиям международной практики и положениям ВТО по техническим барьерам в торговле (ТБТ), санитарным и фитосанитарным мерам (СФС).

Соглашениями ВТО предусмотрено, что обязательные требования устанавливаются в технических регламентах (ТР), принимаемыми органами власти, а также то, что стандарты применяются в добровольном порядке.

Таким образом, наиболее существенным различием между отечественной и международной практикой стандартизации являлся статус стандартов.

Концепция развития стандартизации в Республике Беларусь предусматривала создание системы ТНиС на базе соглашений ВТО по ТБТ и СФС.

Изучение зарубежного опыта позволило установить, что наиболее эффективным является подход к ТНиС Европейского Союза (ЕС), позволяющий устранить технические барьеры в торговле, препятствующие свободному обращению продукции.

Концепции данного подхода были положены в основу Закона Республики Беларусь «О ТНиС» от 05.01.2004 г.

В Законе «О ТНиС» отражены принципиальные отличия от ранее действующего закона «О стандартизации».

К ним относятся:

1) введение в закон новой государственной функции «техническое нормирование», в процессе реализации которой создаётся и утверждается технический регламент;

2) утверждение технических регламентов правительством, что придаёт им соответствующий статус;

3) введение новых субъектов ТНиС – органов государственного регулирования и управления (Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь);

4) унификация терминологии в области ТНиС;

5) определение основных видов технических нормативных правовых актов (ТНПА): технических регламентов (ТР), технических кодексов установившейся практики (ТКП), технических условий (ТУ), государственных стандартов и стандартов организаций;

6) установление порядка применения государственных, международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

7) применение на принципах добровольности знака соответствия продукции государственным стандартам;

8) разработка государственных стандартов техническими комитетами (ТК), что соответствует международной практике;

9) определение случаев, когда применение государственных стандартов является обязательным.

Основными предпосылками для изменения законодательства Республики Беларусь в области стандартизации явились:

1) условия присоединения к соглашениям ВТО;

2) основные положения соглашений ВТО по ТБТ и СФС в части ТНиС;

3) мероприятия Республики Беларусь по присоединению к ВТО;

4) участие Республики Беларусь в работе международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭС);

5) принципы международной стандартизации;

6) принципы технического регулирования в ЕС;

7) Закон Республики Беларусь «О стандартизации» - 1995 г.;

8) развитие Государственной системы ТНиС в Республике Беларусь.

Система технического нормирования и стандартизации (ТНиС) - это совокупность ТНПА в области ТНиС, субъектов ТНиС, а также правил и процедур функционирования системы в целом.

 
 
Президент Республики Беларусь

 
 


Рисунок 3 – Система государственного регулирования в области ТНиС

Функции системы:

1) государственное регулирование и управление в области ТНиС;

2) планирование, государственный надзор и финансирование работ в области ТНиС.

Государственное регулирование и управление осуществляется Президентом, Советом Министров Республики Беларусь, Госстандартом, Минстройархитектуры.

Управление осуществляет Госстандарт Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства Минстройархитектуры.

Государственный комитет по стандартизации (Госстандарт) при Совете Министров Республики Беларусь возглавляет Председатель, назначаемый Президентом Республики Беларусь.

Он включает следующие структурные подразделения:

- Центральный аппарат, в состав которого входят отделы стандартизации, сертификации, метрологии и радиометрического контроля, государственного контроля за соблюдением требований ТНПА и вспомогательные отделы (отдел экономики и финансов, отдел бухгалтерского учёта, организационно-правовой и кадровый отдел, канцелярия);

- Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации (БелГИСС);

- Белорусский государственный институт метрологии (БелГИМ);

- Белорусский государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров по стандартизации, метрологии и управлению качеством (БГИПК);

- территориальные центры стандартизации, метрологии и сертификации в каждой области с аккредитованными испытательными лабораториями;

- Испытательный центр легкой промышленности;

- Национальный информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам (НИЦ по ТБТ и СФС).

Коллегиальными органами Комитетаявляются:

- коллегия;

- научно-техническая комиссия по стандартизации и сертификации;

- научно-техническая комиссия по метрологии.

Важнейшим рабочим органом в системе ТНиС являются технические комитеты, которые непосредственно занимаются разработкой проектов ТНПА. Они, как правило, создаются при БелНИИ (БелГИСС, БелГИМ, др. органах).

Планированием занимается Госстандарт совместно с Минстройархитектуры. В основу планирования закладываются государственные приоритеты и предложения заинтересованных субъектов. Проекты планируемых документов представляются в Совет Министров на утверждение.

Государственный надзор за соблюдением ТНПА осуществляют Госстандарт и Минстройархитектуры.

Финансирование осуществляется из средств республики и местных бюджетов и средств заинтересованных лиц, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Виды ТНПА определены в Законе Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации». К ним относятся: технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты (в том числе государственные стандарты, стандарты организаций), технические условия (рис. 4).

Технический регламент (ТР) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования. Он устанавливает обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь. Технический регламент разрабатывается республиканскими органы государственного управления (РОГУ), утверждается Советом Министров и является обязательным для исполнения всеми субъектами ТНиС.


Рисунок 4 – Виды технических нормативных правовых актов (ТНПА)

Технические регламенты имеют следующее обозначение: ТР/2004/001/BY

ТР – индекс документа

2004 – год утверждения

001 – порядковый №, присваиваемый Госстандартом

BY – принадлежность к стране.

Технический кодекс установившейся практики (ТКП) - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах практики технические требования к процессам ЖЦП или оказанию услуг. Разрабатывается и утверждается – уполномоченным РОГУ.

Обозначение: ТКП 43. 2004 (09170)

ТКП – индекс документа;

43 – порядковый номер;

2004 – год утверждения

09170 – код РОГУ, который разработал и утвердил ТКП (на основании общегосударственного классификатора ОК РБ).

Стандарт – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам её разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или к оказанию услуг. Разрабатывается техническими комитетами, создаваемыми заинтересованными субъектами ТНиС, утверждается Госстандартом РБ или Министерством архитектуры и строительства.

Обозначение: СТБ 1160-2003

СТБ – индекс документа;

1160 – регистрационный номер;

2003 – год утверждения.

Стандарт организации (СТО) – стандарт, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. В качестве СТО, как правило, разрабатываются документы на системы менеджмента качества (СМК), полуфабрикаты своего производства. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условия (ТУ) – технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретному типу, марке, модели, виду реализуемой продукции или оказываемой услуг, включая правила приёмки и методы контроля.

Обозначение присваивается разработчиком.

ТУ – индекс документа;

BY – международный буквенный код РБ;

100195 – шестизначный код держателя подлинника ТУ по Единому государственному регистру юридических лиц и ИП (ЕГР)

точка – разделительный знак;

015 – трёхзначный порядковый регистрационный номер

2004 – год утверждения.

ТУ разрабатываются при отсутствии государственных стандартов на данную продукцию или в случае необходимости их уточнения.

Требования, устанавливаемые в ТУ, не должны нарушать обязательные требования действующих технических регламентов, стандартов, распространяющихся на данную продукцию.

Тема 1.3 Порядок разработки, принятия и применения нормативных документов по техническому нормированию и стандартизации

Технические регламенты разрабатываются и вводятся в действие в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества и безопасности.

Введение технических регламентов преследует еще одну цель – концентрацию в одном документе всех требований, касающихся безопасности продукции и услуг, которые содержатся в различных документах, в том числе принятых разными органами государственного управления.

Разработка технических регламентов базируется на международных требованиях (директивы Европейского союза, международные стандарты, международные соглашения), региональных (унификация с техническими регламентами стран СНГ). Осуществляется на основании его структуры (рисунок 5) и предусматривает пять этапов с определенным комплексом работ и мероприятий:

- подготовка к разработке

- разработка рабочего проекта

- разработка окончательной редакции

- утверждение

-государственная регистрация, опубликование и издание.


Рисунок 5 – Структура технического регламента

Рисунок 6 - Механизм разработки технических регламентов

Технические регламенты вводятся республиканскими органами государственного управления в пределах предоставленных им полномочий Советом Министров Республики Беларусь в рамках соответствующей Программы.

Опубликование и издание ТР осуществляют в виде официальных печатных изданий. ТР применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения.

Требования утвержденного ТР являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора иные требования, применяются условия договора, за исключением условий, противоречащих техническому регламенту.

ТР пересматриваются каждые пять лет. По результатам пересмотра (проверки) составляется акт и выносится одно из решений:

- сохранить, оставить без пересмотра и изменений;

- внести изменения и переиздать;

- подлежит пересмотру;

- подлежит отмене.

Для осуществления технического нормирования на отраслевом уровне предусмотрен такой документ, как технический кодекс установившейся практики (далее технический кодекс практики (ТКП)).

Технический кодекс практики разрабатывается с целью реализации требований ТР, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг.

Порядок разработки ТКП аналогичен ТР. Разработка, планирование и утверждение ТКП осуществляются республиканскими органами государственного управления в установленном порядке.

Обязательность соблюдения требований этих документов определяется органом государственного управления, который их утверждает.

В течение 15 дней кодекс должен быть утвержден. Срок введения в действие – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Право официального издания технического кодекса принадлежит утвердившему его республиканскому органу государственного управления.

Срок действия технического кодекса 5 лет. Один раз в 5 лет технический кодекс пересматривается. По результатам проверки, как и у технических регламентов, могут быть вынесены следующие решения:

- сохранить;

- оставить без пересмотра и изменений;

- внести изменения и переиздать;

- подлежит пересмотру;

- подлежит отмене.

Государственные стандарты разрабатываются, в соответствии с требованиями к ним (рис. 7), техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: