Графические методы оценки конкурентоспособности

III. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности нашего товара.

Расчет интегрального показателя относительной конкурентоспособности основан на сравнении параметров нашего товара с параметрами товара-образца, наиболее полно отражающими потребности покупателя. Чтобы оценить отношение параметров нашего изделия и образца, необходимо эти данные количественно определить.

Далее рассчитываются индивидуальные параметрические индексы по потребительским параметрам:

 
 
  Po Pa in = -------- или in = ------- Pа Po


где

Po значение показателя оцениваемого товара;

Pа значение показателя товара-аналога.

Из формул выбирают ту, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра оцениваемого товара.

Оценку степени удовлетворения потребности покупателя потребительскими свойствами изделия производят с помощью сводного параметрического индекса, который рассчитывается по формуле:

 
 
Σ in * Wi In= --------------- Σ Wi


где

in – индивидуальный параметрический индекс

Wi – вес итого параметра

После расчета параметрических индексов и «весов» каждого экономи­ческого параметра определяют сводный индекс конкурентоспособности по экономическим параметрам (Iэ):

 
 
Σ iэ * Wj Iэ = -------------- Σ Wj


где

iэ – индекс j–го экономического параметра, исчисляемый по формуле

Со

iэ = -------, где Со и Са – соответственно экономические параметры оцениваемого

Са товара и товара-аналога, взятого за базу сравнения

Wj – вес j–го экономического параметра

Сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим параметрам (In и Iэ) дают интегральный показатель относительной конкурентоспособности (Iкс) изделия:

 
 
In Iкс= ------ Iэ


Если Iкс > 1, то это означает что оцениваемый товар более конкурентоспособен, чем товар, принятый за базу сравнения. Если Iкс < 1, то оцениваемый товар менее конкурентоспособен, чем товар, принятый за базу сравнения. Если Iкс = 1, то оцениваемый товар и товар-аналог обладают равной конкурентоспособностью.

Выделяют два графических метода оценки конкурентоспособности:

1. многоугольники конкурентоспособности;

2. радар конкурентоспособности

На рис.3 сопоставлены «многоугольники конкурентоспособности» двух фирм по восьми критериям. Соответственно на каждой из восьми осей с использованием определенного масштаба измерения отмечаются точки, соответствующие значениям критериев. Линия, проходящая через точки, образует многоугольник. Из рис.3 можно видеть, как отличается по отдель­ным критериям продукция фирм А и Б. Но описываемый метод не позволяет установить значение обобщенного критерия кон­курентоспособности и соответственно уровень конкурентоспо­собности.



Более совершенным графический методом оценки конкурентоспособности является радар конкурентоспособности, представленный на рис.4. На нем показаны два многоугольника — радары, построенные на 12 осях, соответству­ющих 12 единичным критериям товаров.

       
 
 
   
——— товар А --------- товар Б Рис.4. Радар конкурентоспособности


Радар конкурентоспособности построен по следующим пра­вилам:

· круг делится радиальными оценочными шкалами на рав­ные сектора, число которых равно числу критериев;

· по мере удаления от центра круга значение критерия улучшается;

· шкалы на радиальных прямых градуируюся так, чтобы все значения критериев лежали внутри оценочного круга;

· наличие какого-либо устройства (например, для автомобиля - это наличие антиблокировочной системы, подушек безопасности, электроподогревателей зеркал и пр.) оценивается единицей, лежащей на окружности, его отсутствие – нулем, совпадающим с центром круга;

· для сравнения товаров-конкурентов их радары строятся на одном и том же круге.

Рассматриваемый метод позволяет определить обобщенный критерий конкурентоспособности каждого товара по формуле:

 
 
  Sp I = ----- S


где

Sp площадь радара, мм2, соответствующего определенной модели товара;

S – общая площадь оценочного круга, равная S= 3,14r2 (r – радиус оценочного круга, мм).

Например если обобщенный критерий модели А оказался равным 0,283, а модели Б – 0,717, то это значит, что модель Б значительно превосходит модель А.

19. Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия

Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия получать прибыль и эффективно работать при изменяющихся политических, экономических и социальных условиях.

Для обеспечения конкурентоспособности необходимо выявлять негативные тенденции деятельности предприятия, проводить сравнительный анализ показателей его конкурентоспособности и соответствующих показателей других предприятий, а также разрабатывать стратегию развития предприятия на рынке товаров и услуг.

В таблице 1 приведены семь показателей, характеризующих конкурентные позиции предприятия, осуществляющего преимущественно розничную продажу товаров. Эти же показатели с некоторыми модификациями можно использовать и для других предприятий, занимающихся коммерческой деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: