Формы участия населения и корпоративных структур в разработке и реализации городской политики

Опыт формирования городской политики

11.1. Особенности городской политики за рубежом

11.2. Особенности городской политики в СССР

11.3. Городская политика в современной России

Контрольные вопросы

12.1. Формы участия населения

12.2. Участие хозяйствующих субъектов в планировании развития города

Контрольные вопросы

Литература

Приложения

Введение

Каждый городской житель ежедневно сталкивается с проблемами экономики города в поездках к месту работы или учебы, при покупке товаров и услуг, при аренде или покупке жилья и т.д. Для предпринимателя существенным оказывается взаиморасположение предприятия и жилых кварталов города. Местоположение предприятия влияет на транспортные издержки, связанные с доставкой сырья и вывозом готовой продукции. Важное значение имеет и цена земли, на которой расположены производственные здания предприятия.

Наиболее сложные и взаимосвязанные проблемы города встают перед местной администрацией. Экономическая мощь города основывается на функционировании и развитии базовых видов социально-экономической деятельности. Город должен весьма предусмотрительно управлять своими активами – городским имуществом, налоговыми поступлениями и кредитами, муниципальной рабочей силой – и использовать их для поддержания и поощрения инвестиций. А для этого необходим анализ конкуренции со стороны других городов и динамики спроса жителей этих городов на продукцию рассматриваемого города. То есть необходимо изучение проблем места и роли данного города в системе городов на местном, региональном, национальном уровнях.

Многочисленные субъекты экономической жизни, находящиеся на самых разных этажах социально-экономической иерархии, нуждаются в знаниях о пространственной организации производственного, социального и культурного функционирования города и системы городов. Познание особенностей и закономерностей развития городов необходимо для объяснения процесса их роста и размещения, повышения эффективности их формирования.

Изучение закономерностей развития и размещения производства во взаимосвязи с расселением позволяют правильно определить пути развития малых и средних городов, ограничения роста крупных. Выделение экономики города в качестве предмета экономических исследований имеет важное значение для лучшего использования созданного производственного, научного и инфраструктурного потенциала.

Развитие городов в современных условиях приобретает особую остроту, поскольку города не только сохраняют, но и усиливают концентрацию интеллектуального, экономического, финансового, социального, культурного и других потенциалов. Города предлагают разнообразие инноваций, человеческих ресурсов и знаний. Любые мировые проблемы неразрывно связаны с городами. Глобализация открывает для городов новые возможности, но и приводит к возникновению новых или обострению уже существующих проблем:

· резко возрастает конкуренция между городами (в том числе и в России), соперничество за привлечение новых инвестиций; за сохранение и увеличение транзита грузов, пассажиров, энергии; за привлечение туристических потоков всех типов, включая культурные, спортивные, деловые; за сохранение и привлечения населения, трудовых ресурсов, особенно квалифицированной рабочей силы; за сохранение и совершенствование инфраструктуры, способной удовлетворить самые разнообразные потребности человека;

· быстрота технологических и технических инноваций приводит к быстрой смене городских функций, к упадку городских территорий, выполняющих старые функции. В итоге сохраняется угроза для некоторых городов стать «свалкой» устаревших производств, вытесняемых с более прогрессивных и продвинутых территорий, или местом для складирования отходов;

· города продолжают расти, и зачастую качественные изменения не успевают за количественным ростом. Несмотря на предпринимаемые в течение десятилетий усилия градостроителей, политиков, экономистов по сдерживанию роста крупных и крупнейших городов, они продолжают привлекать миграционные потоки, и численность их населения не только не уменьшается, но и продолжает увеличиваться.

Решение сложных проблем городского развития требует новых, особых научных знаний в теории расселения и городского расселения, в частности, модернизации (изменения) сложившейся в конце доперестроечного периода всей парадигмы этой теории.

Изучение, планирование, проектирование и управление городов требует объединения подходов, методов и взглядов различных наук, новых урбанистических концепций, гипотез, позволяющих осмыслить город как феномен современного мира.

Необходимость решения многочисленных проблем городов вызвала к жизни потребность в управлении городскими процессами, в становлении новой городской политики на различных территориальных уровнях.

Ситуация в российских городах характеризуется радикальными изменениями, влияющими на содержание и методы разработки городской политики. Наиболее типичные:

а) российские города стремительно («на ходу поезда») входят в рыночные отношения;

б) если не согласовать и не координировать усилия по управлению городами, данные процессы выйдут из-под контроля, что может «взорвать» города изнутри, привести к потере имеющегося городского потенциала.

в) в обществе, властных структурах различного уровня меняются философия, принципы, цели и задачи развития городов. В настоящее время город всё чаще рассматривается как среда обитания человека, как место ведения предпринимательской и градостроительной деятельности. Поэтому основной целью развития города является поступательное повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и создания благоприятной среды для жизни и осуществления предпринимательской деятельности.

г) демократизация процесса принятия решений в сфере городского развития изменила роль самого города в системе оперативного и стратегического планирования своего будущего. По новому российскому законодательству планирование социально-экономического развития городов передано в ведение местных органов власти. К тому же круг факторов, на которые может воздействовать и влиять городская власть, качественно изменился.

д) меняется роль горожан в процессе принятия решений о развитии города. Интересы людей не просто должны формулироваться и учитываться городскими органами власти. Горожанин сам постепенно становится полноправным участником системы планирования, активно выступая в защиту своих интересов.

е) в городах формируется общественно-частное партнерство.

Вовлечение в процесс управление городом всех заинтересованных групп населения, деловых кругов, общественных организаций позволяет не только более эффективно решать существующие проблемы, но и зачастую избежать возникновения новых.

Городская политика на всех уровнях должна учитывать эти новые тенденции.

На национальном уровне должна быть воспринята важность решения городских проблем и осознана необходимость проведения общенациональной городской политики. Для этого нужно укреплять существующие городские сети, повышать значимость городских сообществ в решении мировых и общегосударственных проблем.

На региональном уровне необходимо проводить взвешенную городскую политику, которая, с одной стороны, была бы направлена на стимулирование определенных ядер, центров экономического роста страны, с другой – на более равномерное и пропорциональное развитие системы городов каждого региона.

На местном уровне глобализация приводит к революции городского управления. От традиционных иерархических форм организации и управления переходят к более сложным формам, предусматривающим участие в управление различных групп населения (общественных организаций, союзов, ассоциаций и т.п.). Все большее понимание и поддержку находит инновационный подход к управлению городом. Город-предприниматель, стратегическое планирование, маркетинг города – эти термины уже не новые для российских городов. На местном уровне важнейшим становится вопрос: Что даёт городская политика каждому горожанину? То есть нужно учитывать не только то, что получит город в целом, но и то, что получит каждый человек в результате реализации городских программ, планов и проектов.

Российские города на стыке 20 и 21 веков оказались перед необходимостью подведения итогов своего предшествующего развития, определить свою роль в соответствующих регионах, в России и мировом сообществе и в соответствии с новой миссией в меняющихся социально-экономических и геополитических условиях наметить ориентиры для своего будущего. Теоретические идеи развития городов, формирования городской политики и на Западе, и в России (СССР) в 20-30 годах прошлого века развивались достаточно взаимосвязано. Но в последующие годы процессы расселения находились под определяющим влиянием идеологических догм, главной из которых был безусловный приоритет развития и размещения производительных сил, а также тезис о «стирании различий между городом и деревней». К концу 20 века наметилось определенное сближение концепций городского развития в России и на Западе. Это требует модернизации теории городского развития, понимаемой как системы взглядов, идей, представлений, направленных на объяснение реальных процессов, тенденций, происходящих в городах.

В настоящее время формирование новой городской политики является крайне необходимой для содействия сбалансированного городского развития, которое позволило бы городам различных типов продолжать играть их основную роль в настоящем и будущим обществе. Главная цель городской политики – содействие в создании комфортной среды, достойной современного человека.

Во второй половине ХХ века меняется функциональная ориентация большинства городов. Промышленность покидает города, приходят в упадок многие многофункциональные промышленные центры. Современные схемы управления производством приводят к дезурбанизации промышленности, сохраняя в мегаполисах только управленческие центры.

Крупнейшие города становятся центрами концентрации потребления товаров и услуг, что демонстрирует переход к «обществу потребления» в развитых странах. На смену промышленной эпохе приходит эпоха доминирования сферы обслуживания.

Существует устойчивая тенденция усиления неравномерности развития в системах городов как на национальном, так и на мировом уровнях. Крупнейшие города, безудержно расширяясь, втягивают в себя существенную часть населения сельских районов и приходящих в упадок промышленных центров. Такое развитие городов не ослабляет, а усиливает проблемность их экономической жизни. Социально-экономические проблемы, ранее распределенные по обширным территориям, оказываются территориально сконцентрированными на относительно малой части общей площади страны. Это усиливает социальное напряжение, потенциально создавая угрозу дальнейшему благополучному развитию.

Глобализация требует от городских менеджеров быть более адаптивными к новым тенденциям, иметь достаточно широкие взгляды. Это подразумевает не только терпимость к иным взглядам и позициям, но и в большей степени требует комплексного, широкого подхода к решению городских проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: