Формы участия населения

Формы участия населения и корпоративных структур в разработке и реализации городской политики

Контрольные вопросы

1. Что такое генеральный план города?:

2. Какими основными законами регулируется градостроительство и градостроительная политика на федеральном уровне?

3. Что такое градостроительная политика?:

4. В чем состоят особенности проведения городской политики в современной России?

5. В чем состояли особенности проведения городской политики в СССР?

6. В чем состоят особенности проведения городской политики в странах западной Европы?

7. Каковы основополагающие ключевые принципы и направления городской политики в Европейском Союзе?

8. Каковы приоритеты современной городской политики в США?

  1. Какие функции выполняет агентство городских поселений ООН?

Рабочие заметки студента

Анализ зарубежного и отечественного опыта разработки и реализации стратегических планов, программ, проектов городского развития показывает, что эффективная городская политика не может проводиться усилиями только административных органов управления. К процессу выработки решений и вариантов их реализации, к достижению поставленных целей, контролю за деятельностью органов местного самоуправления должны быть привлечены предприятия, организации, политические партии и движения, а также население города в целом.

Политика городских властей, базирующаяся на принципах партнерства власти и активного населения, является действительно социально ориентированной. Активность граждан порождает гласность и открытость городской политики, что является залогом ее общественного признания и успеха.

Вовлечение населения в процесс разработки и реализации мероприятий по развитию города связан с определенными проблемами и сложностями. Среди важнейших факторов, ограничивающих участие населения в формировании и реализации мероприятий городской политики, следующие:

1.Уровень развития гражданского сознания и готовность жителей участвовать в разработке и реализации городской политики. Социальные субъекты, привлекаемые к принятию управленческих решений, чаще всего не обладают в полном объеме необходимой информацией и не имеют навыков ведения конструктивного диалога.

2.Готовность самой власти к взаимодействию с населением. Сегодня органы власти могут принимать решения без привлечения населения. Отсутствует постоянно действующая система взаимодействия власти и населения, позволяющая принимать согласованные решения по ключевым проблемам развития города.

3. Несформированность нормативно-правовой базы, неясность в разделении сфер компетенции различных уровней власти и структур гражданского общества. Вопрос участия населения в управлении – это вопрос меры такого участия, вопрос эффективности механизма и многообразия форм взаимодействия систем власти и населения.

Формы участия населения в городской политике зависят от множества факторов, одним из которых является структура городского сообщества. В условиях современного города можно выделить несколько типов сообществ: - территориальное (соседское) самоуправление, основанное на общности места жительства и общности, основанных на нем соседских интересов;

- социально-групповое самоуправление (этнические, земляческие, ветеранские, поколенческие группы, семейные, религиозные, молодежные и иные сообщества);

- самоуправление гражданское, т.е. участие в управлении организацией негосударственного, некоммерческого сектора (НКО). Наряду с политическими партиями подобные общественные организации граждан являются своего рода посредником между властью и гражданами.

Можно выделить следующие формы участия населения в процессе формирования городской политики:

1. Изучение и конструктивное использование общественного мнения, которое может:

- выступать в качестве источника важной социальной информации для подготовки и принятия управленческих решений;

- побудить субъект управления скорректировать, отменить и принять в интересах местного сообщества то или иное решение в градостроительной деятельности;

- ускорить, облегчить реализацию решений или воспрепятствовать их осуществлению, если действия субъекта управления необоснованны с точки зрения общественности или не поняты ею;

- выступить в качестве самостоятельной социально-психологической силы, побуждающей горожан к определенному типу поведения.

Изучение общественного мнения может идти через: анкетные вопросы; фокус-группы; телефонные опросы, «горячие линии»; контент-анализ публикаций СМИ и обращений граждан; общественные слушания, дискуссии и «круглые столы»; интервьюирование; методические конференции; опрос экспертов и т.п. Таким образом, общественное мнение реализует важнейшие функции жизни городского сообщества: информационную, нормативную и управленческую.

2. Непосредственное участие населения в разработке программ, планов, проектов и т.п., внесение предложений по месту жительства (например, внесение предложений, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, уточнение и расширение сферы компетенции ТОСов, развитие кондоминиумов, общественных комитетов и др.), в рамках объединений граждан (поддержка политических союзов, общественных объединений, ориентированных на решение городских проблем и повышение качества жизни горожан, поддержка экономической активности городских социальных групп, в развитии различных форм духовного творчества и художественной самодеятельности, массовых форм физкультуры и спорта и др.)

3. Участие населения в реализации проектов. Эффективной формой участия общественности в разработке и реализации мероприятий городской политики могут стать, сформированные из лидеров общественного мнения, ученых, специалистов, представителей бизнеса общественные советы, комитеты по решению конкретных проблем жизни городского сообщества. (Челябинск – в 1999г. Центр общественных объединений; Екатеринбург – Программный совет).

Важным направлением формирования благоприятной городской среды является создание соответствующей информационной среды, информирование населения о планах и программах, принятых и реализуемых администрацией города, о возможности участвовать в данных программах. Поэтому депутатам и представителям общественных организаций следует активнее осваивать профессиональные навыки работы со СМИ (снабжение СМИ информацией в форме, которая соответствует их потребностям и формату)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: